Вс, 28 Февраля, 2021
Липецк: $ 74.44 90.37

«И родины знакомое лицо»

Александр Бойников | 10.02.2021 04:51:49
«И родины знакомое лицо»

Рисунок к рассказу Ларисы Шарковой «Встреча»

Новый номер «Петровского моста» — юбилейный, 50-й. Эта солидная цифра не только повод взглянуть на пройденный журналом путь, но и наметить вектор дальнейшего развития.

А суть его, как утверждает в обращении к читателям главный редактор Игорь Безбородов, заключена в том, чтобы журнал «служил площадкой для творческой самореализации, открывал и поддерживал новые таланты, не дал угаснуть интересу к печатному слову». Недаром в этом выпуске заявили о себе сразу пять дебютантов из разных регионов России.

Безнадежное взросление

Гвоздь прозаического блока — повесть Александра Пономарева «Отряд «СКЛОН». Обозначенная как приключенческая, она одновременно конспирологична, авантюрна и захватывающе интересна. Стремительная, даже молниеносная интрига, герои, которые в кульминационной развязке открывают свое истинное лицо, и на удивление оптимистическая концовка.

Остальные прозаики представлены исключительно рассказами. Лейтмотив диптиха «Сквозь лихие годы» Галины Солоновой — память о войне, о родовом начале, о духовной сцепке поколений. Борис Бужор в «Сержанте и коровьем мальчике» живо изображает армейскую рутину караульной службы с ее дедовщиной, преступной халатностью и грубоватым юмором. В основе рассказа Ларисы Шарковой «Встреча» — любовь, которую предали; острая нравственная коллизия сдобрена философским подтекстом: «Жить без прошлого гораздо легче, чем без настоящего».

Новелла «Меня зовут Июль» Евгения Долматовича заставляет вспомнить о канонах условно-метафорической прозы. Феномен «безнадежного взрос- ления» порой убивает чистую непосредственность детства; поэтому идея автора — о необходимости верить в непритязательное волшебство, украшающее серость будней — вызывает симпатию. Как и «Кокосовая вода» Виктории Арутюнян, написанная в том же эмоциональном ключе. А вот «Побег» Нели Бурлей обращает на себя внимание больше в этнографическом, нежели в психологическом плане. Неожиданное завершение фантастического рассказа Игоря Чичинова «Случай с «Двести двадцатым» заостряет проблему одиночества человека XXI века — одиночества перманентного с переходом в экзистенциальное, на фоне которого желание утешить ближнего кажется ирреальным и больше того — неестественным.

«Не бывает двух разных истин»

Поэзия «Петровского моста» вновь обрадовала разнообразием мироотражений. Стихотворения Надежды Вольской, изумительно солнечные, пронизаны неколебимой верой в Россию, в ее путь, силу и любовь. Даже древний плач Ярославны превращается в призывный клич:

Воспрянь, мой русый,

Духом богатырским!

Останови беду, что у порога!

Я ведаю — победа наша близко!

Златая пролегла

сквозь Русь дорога.

Алла Самохина с трагическим надрывом утверждает право на любовь, пишет о зыбком счастье, заложенном в самом бытии, в воспоминаниях об ушедшем детском мире: «Там урчит на скамейке оранжевый кот — // Самый преданный житель глубинки. // Там по-прежнему медленно время течет, // Будто сливки из маминой крынки». Ольга Смирнова по-доброму, с теплым восхищением живописует времена года, где ярко и своеобразно отражаются чувства лирической героини: «Мне зимы не хочется, // Но она светлей».

Подборка Анжелики Фаустовой выделяется специфическими метафорами, демонстративно выходящими за грань реальности, и свободной ритмикой. Разовьется ли все это в истинный талант, покажут время и труд.

Особняком в этом блоке стоит поэма Олега Шаповалова «Путешествие графа Толстого Льва Николаевича туда и обратно. Туда живым, обратно — мертвым», где причудливо сплелись прошлое и современность, бытописание и ирония. Сквозь вкрапления не вполне нормативной лексики и сегодняшних ультрамодных понятий, коими характеризуются обстоятельства ухода Толстого из Ясной Поляны, поэт прорывается к почти пророческому осмыслению грядущих российских потрясений:

Многих мысль его

поманила тем,

что можно верить в неверие.

Но подкрадывалась пневмония

и к нему,

и к Российской империи…

Читается переложенная на стихи духовная драма с большим интересом, а игра слов, реминисценции и переменчивый ритм эпического повествования высвечивают скрытые оттенки неоднозначного художественного замысла.

Русский Север, глина и Бунин

Материалом «Искатель, изобретатель, экспериментатор» открывает публицистическую тетрадь Татьяна Нечаева. Герой его — Алексей Потапов, вдохновенно создающий оригинальные произведения из глины, во многом эпатирующие синтезом примет разных культур и цивилизаций. За вступлением искусствоведа следует проникновенный монолог самого художника, открывающего тайны своего творчества. Зримое представление о его самобытности дает цветная вкладка под названием «Керамика. Глазурь. Ассамбляж». Очерк Сергея Миронцева посвящен новому литературному автопробегу «Русь изначальная», в который минувшим летом отправились неутомимые Александр Пономарев и Андрей Новиков. Их главный путь на сей раз пролегал по русскому Северу.

На «Книжной полке» разместились сразу две рецензии — Валентина Баюканского и Алены Воробьевой — на книгу «Многогранность притяжения». Две потому, что у нее два автора: проза Тамары Алексеевой соседствует с лирикой Николая Филина. Думается, формат литературно-критического тандема со столкновением разных мнений будет продуктивен и для книг других липецких литераторов без оглядки на число их авторов.

Александр Богданов, отталкиваясь от недавно изданных мемуаров знаменитого ученого и путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского, обстоятельно углубляется в изучение биографии Василия Бунина, представителя рязанской линии рода Буниных.

Ранее неизвестные архивные сведения позволили внести в нее существенные исправления и отделить достоверные факты от семейной легенды.

Ольга Белякова запечатлела на полутора десятках фотографий образы липецких врачей с большой буквы, самоотверженных борцов за здоровье людей. Звучит и поминальная нота: Исаак Розенфельд произнес слово прощания о липецком прозаике и журналисте Михаиле Коноплеве.

Завершается номер «Детской комнатой». Галина Соболева развлекает младшее поколение веселыми стихами о крокодилах и других красивых животных, ненавязчиво уча его «живому, правильному, доброму, да еще и без излишнего назидания».

Рисунок Виктора Нелюбова

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных