Вс, 31 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Граница Машкова

Ирина Корнеева | 08.04.2020 04:33:57
Граница Машкова

Театр — это то же небольшое государство, в котором свои законы, своя территория. Фото с сайта rg.ru

На общероссийском голосовании будет решена судьба изменений в главный документ страны — Конституцию. Одной из основных поправок, меняющих нашу жизнь, станут поправки в статью 67 о защите суверенитета России, которые позволят обеспечить территориальную целостность страны и противостоять внешнему давлению.  

Внести запрет на отчуждение территорий России предложил Владимир Машков: «Отдавать нельзя. И нельзя, чтобы даже мысли возникало о том, что можно «торгануть» землей взамен на что-то».

Ради будущего детей

С художественным руководителем театра Олега Табакова, а также членом рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию — с актером Владимиром Машковым мы говорим о том, почему стране сегодня нужна новая степень защиты государственного суверенитета. И о том, как предложенные и утвержденные поправки к статьям 68, 69 о защите российской культуры кардинально поменяют правовой статус культуры как таковой.

— Ваше предложение внести в Конституцию поправку о территориальной целостности страны и неотчуждаемости территорий родилось не умозрительно — набирая студентов, вы проехали от Калининграда до Владивостока, общались с людьми.

— И как мне кажется, после наших поездок такое предложение абсолютно очевидно. Я действительно много времени провел во Владивостоке и в Приморье. В Калининграде, помимо поездок с отборами в Школу Олега Табакова, я снимался на протяжении четырех месяцев. Я бывал в самых отдаленных уголках нашей прекрасной Родины. И я общительный человек, потому что мне очень интересно, что чувствуют, думают люди.

— В регионах о чем чаще всего вам рассказывали?

— Если говорить о людях взрослых, пожилых, их беспокоит достойное пенсионное обеспечение. И то, что принято предложение о ежегодном индексировании пенсии, естественно, привлекло большое внимание. Всегда очень сложный разговор о семейных ценностях, об этом тоже много говорили.

Но разговор о территориальной целостности, мне кажется, один из важнейших. Для меня это даже не поправка, это — аксиома.

Понимаете, наши границы, вообще наша территория принадлежит не только нам, она принадлежит нашим дедам, отцам, прадедам, прапрадедам. И она принадлежит нашим будущим поколениям. Вся наша граница по периметру залита кровью. Люди бились за каждую пядь земли.

Все взрослые люди помнят 90-е годы, к чему привел распад Советского Союза, к каким не только территориальным, но и человеческим потерям, какие конфликты возникали и к каким последствиям приводили. Опять же вспоминают середину 50-х годов, подарок Хрущевым Крыма.Знаете, наверное, и у Александра II тоже нашлись какие-то определенные основания для того, чтобы продать больше миллиона квадратных километров.

Я один из миллионов заинтересованных людей нашей многонаселенной и многонациональной родной страны. Для себя я сформулировал, что Конституция — это прежде всего внимание к настоящему, сохранение лучшего из прошлого и цели и задачи для будущего. В этом смысле должны быть заложены максимальные возможности для развития страны и нас как личностей. Потому что главная ценность — человек. Это понятно всем, а дальше уже в Основном Законе закрепляется то, что связано с человеком, его реализацией, здоровьем, его безопасностью, его будущим.

— Работать над поправками в главный документ страны — это требует большей ответственности, чем поставить спектакль, возглавить театр?

— Да, бесспорно, это очень ответственное дело. Но нужно ответственно относиться вообще ко всей своей жизни. В такой работе действительно очень важно правильно формулировать то, что ты хочешь, то, что ты предлагаешь. Эмоции нужно донести в правильной юридической формулировке. Я не могу сказать, что владею юридическими формулировками. Моя задача была донести смысл до рабочей группы, а в нее вошли великие умы, уважаемые люди, и дальше над теми предложениями, которые прошли, работали юристы. Поступило более 900 поправок. И в театр, и мне лично приходило очень много совершенно разных предложений. Среди них были и такие, которые вызывали удивление. А многие были, насколько я понимаю, вызваны какой-то личной болью... И моя задача была разобраться во всем и донести все, что было предложено, вынести дальше на обсуждение. То, что нас, всех граждан, это взволновало и насколько серьезно взволновало, увидим на голосовании. Для страны это очень важное событие. И очевидно то, что внимание к нашему Основному Закону взбудоражило не только нас, но и наших соседей — и ближайших, и далеких.

— Оно не повлияло на ход репетиций в вашем театре?

— Нет, мне просто приходилось корректировать график, потому что заседания начинались с утра.

— Сколько сейчас у вас в подчинении человек, если брать всю территорию?

— Пятьсот. Это вместе с театральной школой.

Территория культуры

Если говорить о поправке о защите российской культуры. Внесение ее в Конституцию — это осознание, что лучшие в мире российские музейные коллекции, театры, оркестры так же важны, как безопасность и эффективная экономика.

— Эта поправка, предложенная Михаилом Пиотровским, Денисом Мацуевым, Александром Калягиным, коллегами, о том, что государство обязано заботиться о культуре и культура поддерживается и охраняется государством. В нынешнем законе написано, что каждый обязан заботиться о культурном наследии, сохранении культурных традиций. Каждый, а государство — нет. Но культура сама по себе основа развития, практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. Поэтому для государства одна из важнейших целей — именно культурное развитие. И территория России — это не только земля, но, как мне кажется, еще и территория разных культур, уникальных.

Это будет уже обязанность государства заботиться о культуре. Значит, и каждый человек, и государство обязано. Вот, прошел Год театра, были сотни мероприятий, началась реставрация зданий театров — и московских, и региональных. Мне кажется, это правильно и необходимо. Долгое время идет разговор о законе о культуре. Я для себя определил, что это практическая реализация духовных и общечеловеческих ценностей. Но тяжелейшая вещь определить, что же это такое, приемлемо для всех. А определить важно, иначе эта территория может стать конфликтной.

— Конфликт — это уже предмет исследования театра. А насколько острая драматургия была при обсуждении поправок на заседаниях рабочей группы?

— Да, в театре прежде всего исследуются конфликты. А обсуждение предложений — другой сюжет, здесь идет дальнейшее уточнение и глубокое понимание той или иной проблемы.

Роли, которые нас выбирают

— Вспомним о творчестве. Время для новой актерской театральной работы найдется в ваших планах?

— Исходя из надобности театра. Я прежде всего сейчас думаю о занятости и успешности всей труппы. Что бы я сыграл? Я вообще никогда в жизни не ставил себе цели что-то сыграть. Так получалось, что работы сами приходили, можно сказать, роли меня выбирали. В этом сезоне в театре Олега Табакова вышли два спектакля, где я играю, — «Матросская тишина» и «Ревизор», они достаточно успешно идут. Так или иначе, материализуется что-то, что будет следующим этапом уже моего личного развития.

— Открывая новый набор в театральную школу, вы и в дальнейшем сами будете ездить по регионам?

— Да. Но набор к нам происходит не каждый год. Мы переходим к интегрированной системе среднего общего и высшего образования. Набирать будем после 9-го класса, ребята будут обучаться у нас пять лет и получать высшее образование. Так что артистов мы будем с раннего возраста начинать готовить и, соответственно, раньше всех выпускать.

Требования высокие, у нас много отборочных туров, мы смотрим на развитие ребят. Они все достаточно способные. Но кто сможет выдержать этот ритм — тот и будет продолжать. Курсы разные. На одном курсе, который будет выпускаться, 17 человек, на другом — 13. На первом сейчас 21. Не уверен, что их столько останется. Но, во всяком случае, мы стараемся отвечать за каждого. Школа уникальная — она задумана была прекрасно, как школа при театре. Педагоги — действующие актеры, и многие ребята уже успешно играют на сцене. Мы ведь прежде всего для себя кадры готовим, тогда наша ответственность и взаимосвязь — она другого уровня. Но мы делаем все возможное, чтобы наши студенты показывались и в другие театры, если у кого-то уже есть какие-то предпочтения, чтобы они могли выбирать. Предложения от театра Табакова будут поступать все равно в последнюю очередь.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты»

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных