Вт, 14 Июля, 2020
Липецк: +20° $ 71.23 80.27

Фантазия для медных труб

Александр Гришаев | 13.05.2020 05:36:34
Фантазия для медных труб

Александр Вагнер — автор знаковых для Липецка скульптур. Фото Николая Черкасова

Работами каждого большого мастера кто-то восторгается, а кто-то категорически их не приемлет. Нет только равнодушных. Воистину, настоящее искусство — не то, что видишь, а то, что чувствуешь. Скульптора Александра Вагнера называют одним из создателей «лица» современного Липецка, которое сделало наш город узнаваемым. Сегодня, 13 мая, народному художнику России могло бы исполниться 70 лет.  

Некогда посетившего Липецк питерского путешественника и писателя Анатолия Шиманского, человека видевшего сотни памятников в десятках стран мира, в городе металлургов поразили два. Старинная стела Петру Великому на Петровском спуске и скульптурная композиция на улице Ленина. Первая, по словам пилигрима из Северной столицы, произвела на него впечатление своей, явно опередившей время установки формой, а вторая — глубоким содержанием. Шиманский просил меня организовать встречу с автором монумента, на которую тот согласился без лишних слов. В мастерской Вагнера они общались почти три часа. «Редко где встретишь такого одновременно талантливого, умного, эрудированного, приятного в общении и при этом самоирочничного человека», — резюмировал путешественник после знакомства со скульптором.

Красные или белые?

Монументальна композиция «Трубачи», она же «Медные трубы», она же «Интернационал», в обывательской среде считается самой значимой работой Вагнера. Поистине культовым в конце 80-х годов прошлого века стал памятник для, как тогда говорили, «неформальной» липецкой молодежи. Площадку, ставшую традиционным местом тусовок хиппи, панков и рок-музыкантов, в память о битловском альбоме они окрестили «Пеппером». А на барабане регулярно стали писать название ливерпульской четверки. У липчан появилось даже несколько связанных с памятником городских легенд.

То, что «годной» композицию признала именно молодежь, совсем не случайно. Ведь сам Александр Вагнер придумал ее студентом второго курса Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Кстати, на одной из выставок автор удостоился за «Трубачей» премии в 800 рублей — суммы в середине 70-х годов весьма солидной даже для преподавателя вуза.

— «Трубачи» родились, что называется, в подсознании, и делал я вовсе не символ эпохи, а скульптуру, которая просто навязывала мне свои решения, — вспоминал годы спустя скульптор. — И кто эти музыканты — белые или красные — я не знал ни тогда, ни сейчас. Когда работал над монументом, об этом вовсе не думал, а думал о трагедии братоубийственной войны, где не может быть одной правды.

От идеи и модели в гипсе до воплощения в полном размере (высота композиции 360 сантиметров — А.Г.) прошло 14 лет. На привычном месте — улице Ленина, напротив дома Губина, памятник с несколькими названиями открыли к юбилею революции в 1987 году. Год спустя «Трубачи» принесли Вагнеру диплом Академии художеств СССР. А для авторской копии скульптурной композиции нашлось место в коллекции Третьяковской галереи.

Пришел солдат с фронта

Еще одно известное творение скульптора с лаконичным названием «1945» (другое название — «Мир» — А.Г.), созданное к 60-летию Великой Победы, также нарушает привычные каноны монументальных работ на эту тему. Памятник работы Вагнера не столько о войне, сколько о завоеванном великой ценой мире. Эту идею он раскрыл через образ вернувшегося с фронта молодого солдата, бережно разрезающего каравай хлеба.

— Для меня было принципиально важно сделать солдата без оружия. Показать человека в его изначальном качестве. Не воина, а созидателя, — объяснял свое решение автор композиции.

Изначально памятник воину-освободителю установили в неприметном скверике в начале проспекта Победы. А потом перенесли его к центральному входу в одноименный городской парк, где он стоит и поныне.

— В творчестве Александра Евгеньевича удивительно гармонично сочетаются сильное интеллектуальное и чувственно-пластическое начало, — говорит искусствовед Татьяна Нечаева. — Его работы умны. Ему было интересно делать аллегорические композиции, воплощавшие свойственные его мировоззрению философские понятия. В любом жанре он был предельно лаконичен. Созданная им форма очищена от всего, что не играет роли в решении образа. Благодаря этому она и становится самодостаточным знаком-символом.

В память о мастерах

В Липецке и области установлено около двух десятков монументов Александра Вагнера. В их числе скульптурная композиция «Первостроители» на площади Плеханова и рельефы постамента памятника Петру Великому в областном центре, памятники Горькому в Добринке и Бунину в селе Озерки Тербунского района. Одну из последних работ — военно-мемориальный комплекс, посвященный 70-летию Победы и началу Елецкой наступательной операции, — открыли за год до смерти скульптора. Композиция «Знамя Победы», состоящая из фигур пяти воинов, расположилась на Казинской горе у въезда в Город воинской славы Елец.

Александр Вагнер месяц не дожил до своего 66-летия. Спустя три года после смерти Липецк украсило еще одно его творение. У дома-музея художника Виктора Сорокина, на бульваре имени живописца, во многом благодаря стараниям предпринимателя-мецената Александра Назарова открыли памятник с названием «Художник». Ее скульптор Вагнер когда-то посвятил своему другу. Ажурная конструкция с палитрой, мольбертом и кистью в руках мастера у распахнутого окна создает иллюзию света, который дарил своим творчеством Сорокин.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На открытии одной из выставок Александра Вагнера завотделом скульптуры «Третьяковки» предположила, что он может быть родственником известного немецкого композитора Рихарда Вагнера.

Сам скульптор прокомментировал это предположение так: «О своих предках по отцу я знаю, что основатель фамилии появился в России гораздо раньше, чем родился композитор — в Екатерининские времена. Он был механиком, мой дед был инженером-химиком, а его отец — начальником железнодорожного узла. Вот если бы я был, например, Роденом, может, и занялся бы составлением генеалогического древа. Но поскольку с композитором Вагнером у нас разное поле деятельности, мне достаточно того, что в школе приятели для разнообразия звали меня то Вагнером, то Бетховеном, то Моцартом».


«Медные трубы» — одна из визитных карточек скульптора

«Медные трубы» — одна из визитных карточек скульптора

«Медные трубы» — одна из визитных карточек скульптора
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных