Вс, 27 Сентября, 2020
Липецк: +10° $ 75.03 88.96

«Эта ситуация — испытание для всех»

Зоя Игумнова | 15.04.2020 06:15:02
«Эта ситуация — испытание для всех»

Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — о жизни после карантина, «белой болезни» и подушке бедуина.

Иосиф Райхельгауз ждет, когда в театр можно будет запустить «Заразу», верит, что День Победы встретит у Большого театра, и не спешит уходить в Интернет. Об этом худрук «Школы современной пьесы» рассказал в своем интервью.

Прозорливый Чапек

— Еще до объявленного карантина в вашем театре появилась «Зараза». Сейчас режиссеры мечтают о работе на актуальную тему, а вы серьезно опередили коллег. Знали, что так все обернется, или хотели быть в тренде?

— Когда эпидемия только разворачивалась, к нам зашел театровед Александр Минкин и спросил, давно ли я читал пьесу «Белая болезнь» Карела Чапека. «Когда-то в институте. Помнится, там что-то про вирус», — ответил я. Он говорит: «Прочти срочно». И оказалось, это удивительно своевременная, вернее, ультрасовременная пьеса. Полное ощущение, что написана она только что.

Сюжет такой: в Китае возникает некая смертельная зараза, распространяемая вирусом. Называют ее «белая болезнь» — у тех, кто ею заражается, появляются на теле белые пятна. В крупнейшем госпитале не могут вылечить заболевших. И вдруг молодой врач находит лекарство, изобретает и вакцину. Он начинает лечить бедных людей. А богатых, производящих оружие и пугающих им мир, доктор даже не берется поставить на ноги. Там очень интересная развязка. Это просто грандиозная пьеса.

— Вы тут же загорелись поставить ее?

— Решили попробовать. Распределили роли, начали думать о постановке. Но в это время объявили, что театры закрываются, спектакли играть нельзя. Тогда мы сделали следующее: собрали труппу — это был один из последних рабочих дней в «Школе современной пьесы», раздали артистам текст, и они по ролям прочли. Читку записали на видео, смонтировали и выложили на YouTube. Это некий промежуточный этап к спектаклю, но он незамедлительно вызвал зрительскую реакцию. Блицпостановка собрала десятки тысяч просмотров. Мне даже позвонил один известный политик: «Иосиф, это правда, что пьесе почти 90 лет?» Он не поверил. Сказал, ощущение, что ее вчера написали. Это история о том, как культура все-таки может быть полезна.

— В сложные времена культура ушла в онлайн. Это выход из ситуации?

— Это не культура ушла. Изменился способ ее доставки. Можно пойти в ресторан, а можно заказать еду домой. Очень плохо, что театр, который силен своей живостью, непосредственным контактом артиста и зрителя, сейчас недоступен. Театр подобен храму, куда можно прийти и очиститься от греха. Так ведь и храмы закрыли. При этом люди не перестали верить в Бога. Ну что делать, если сегодня не показывают спектакли — читай книги, соотноси их со своей жизнью. 28 марта нашему театру исполнился 31 год. К счастью, с самого начала наши постановки снимали на видео телеканалы, также у нас есть своя видеотека. Телевизионные фильмы «Пришел мужчина к женщине» с Альбертом Филозовым, Любовью Полищук, Алексеем Петренко или «Уходил старик от старухи» с Марией Мироновой и Михаилом Глузским до сих пор крутят на разных каналах. Все, кто хочет увидеть их, при желании найдет в Интернете. Думаю, процентов восемьдесят постановок «Школы современной пьесы» есть в Сети.

Не время отдыхать

— Как мобилизуете артистов? Даете им какие-то задания?

— У нас мощнейшая труппа, очень квалифицированные и серьезные актеры. Я регулярно разговариваю с ними по телефону и понимаю, что они не лежат на диване. Находясь дома, читают книги, занимаются собой, особенно женщины, делают какие- то упражнения, чтобы держаться в форме.

Кому требуются наставления, так это моим студентам. Я говорю им, что читать, учить, что готовиться сдавать. Мы должны пережить этот период достойно и правильно.

— Чем занимаетесь на карантине?

— У меня вообще нет ощущения, что карантин для отдыха. Наоборот, кажется, что все время нужно с кем-то разговаривать, что-то писать. А еще я наконец общаюсь со своей семьей. Рядом со мной мои любимые дети и внучка. Мы живем в загородном доме.

Не люблю слово «внучка», потому что тогда я — дедушка. А мне совсем не хочется признавать себя старым. Тут решил разобрать в кабинете и нашел коробку. Года два назад получил ее в подарок и до сих пор не распечатал. Там оказалась настольная игра в радиостанцию. Как раз для четырех человек. Волчок заводится, и пока он крутится, надо успеть сказать очень много фраз, как ведущий на радио. Смешное и занятное развлечение. Думаю, в каждом доме найдется нечто подобное, во что можно вечером поиграть всей семьей. Кроме того, навожу порядок в своей коллекции. Давно надо было все расставить, развесить, протереть пыль. В общем, нахожу себе дела.

— А что вы коллекционируете?

— По всему миру собираю интересные предметы. Барахолки, рынки, лавки старьевщиков — эти места я посещаю с большим интересом. Покупаю всякие штуковины, назначение которых неизвестно на первый взгляд. Люблю ставить в тупик своих гостей вопросом: «Как ты думаешь, что это?». Люди крутят в руках вещицу и не могут определиться. И тут я открываю им глаза. Что эта безделица, приобретенная на современном китайском рынке, — прообраз сегодняшних памперсов, а эта деревяшка, оказывается, подушка эфиопских бедуинов.

— Находите время на путешествия?

— Так получилось, что я больше 20 лет ежегодно, минимум пару раз в году, выезжал в очень отдаленные уголки Земли с экспедициями. Мексика, Китай, Аргентина, Новая Зеландия. Чаще всего в поездках снимали документальные фильмы. Я проводил отпуск с очень мощной и интересной командой. После путешествия печатал очерк о поездке в каком-нибудь журнале. Постепенно из этого материала родилась книга. Я назвал ее «Странные страны». Это записки русского путешественника. Недавно мне сообщили из издательства, что книга ушла в печать. Так что в карантин можно получать и приятные новости.

Достойно пройти испытания

— Вас удручает неизвестность?

— Я — оптимист. Эта ситуация — испытание для всех. Мы должны пережить его достойно. Хотя я привык к тому, что держу руку на пульсе театра, что коллектив все знает о ближайших и отдаленных перспективах: в какие сроки мы сдаем спектакль, сколько денег заработали, куда планируем ехать на гастроли, в каких фестивалях принимать участие. К сожалению, этот вирус обрушил нам интересные и важные планы. Отменены гастроли в Париж, Лондон, Одессу, не работает наш филиал во Владимире. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» мы должны были отправиться в мае-июне в Белгород, Курск, Старый Оскол. Я не представляю себе, как можно будет заново все это организовать.

— Чем будете заниматься после карантина?

— Продолжим репетиции спектаклей, над которыми уже работали. «Толстого нет», «Задняя часть слона», «Наш городок», который поставит Дмитрий Крымов. Приступим к постановке спектакля по пьесе Чапека «Белая болезнь». Думаю, к огромнейшему сожалению, эта тема еще долго будет волновать людей. Сейчас принимаются меры по борьбе с коронавирусом. И если кому-то они кажутся жесткими, то им с этим придется смириться. Сказали сидеть по домам, значит, будем.

Я могу только надеяться, что после 30 апреля режим самоизоляции отменят. 9 мая мы много лет подряд играем «Монологи городов» в сквере Большого театра. Это спектакль, где каждый из народных артистов — Александр Галибин, Ирина Алферова, Владимир Качан — читает монологи от лица городов-героев.

9 мая — это также день рождения Булата Шалвовича Окуджавы. В нашем театре есть традиция. Именно в этот день на Трубной площади мы открываем фестиваль «И друзей созову…». Это череда вечеров в кругу близких нам людей.

— А что лично для вас значит День Победы?

— Мои дядя, бабушка и дедушка погибли на войне. Отец, Леонид Райхельгауз, механик-водитель танка, прошел всю войну и расписался на Рейхстаге. Я горжусь им. Его пиджак весь увешан наградами, поэтому для меня День Победы — праздник праздников!

Моя мама Фаина Райхельгауз работала в госпитале, будучи студенткой медицинского училища. Война сделала маму и ее младшую сестру сиротами. О том, как родители погибли в разбомбленном эшелоне, мама написала книгу, по которой я в этом году поставил спектакль «Фаина. Эшелон». До карантина мы успели сыграть всего два премьерных спектак­ля. Как только заработают театры, хочу, чтобы зрители приходили смотреть его, увидели, как потрясающе играет Елена Всеволодовна Санаева.

И вообще, когда все это закончится, мечтаю, чтобы театр побыстрее снова заполнился шумом, аплодисментами, суетой перед спектаклями. Мы очень скучаем по всему этому и по нашим любимым зрителям.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Александр Казаков

Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия»

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных