Чт, 25 Февраля, 2021
Липецк: -2° $ 73.75 89.67

Экспонаты руками трогать

Анастасия Карташова | 17.02.2021 06:11:43
Экспонаты руками трогать

Патефон Татьяна Сметанина заводит во время каждой экскурсии, чтобы создать атмосферу военного времени

В школе-интернате села Вторые Тербуны есть необычный краеведческий музей. Здесь никто не скажет, что экспонаты нельзя трогать руками.

Посетителям разрешают завести патефон или с помощью ухвата достать из печки чугунок. Хочешь постучать в пионерский барабан — пожалуйста. Можно даже сравнить, как звучит натянутая натуральная кожа и ее заменитель.

Музей существует уже восемь лет. Ежегодно экспозиция пополняется за счет личных вещей педагогов и родителей учеников. Своими находками делятся и местные жители. Причем некоторые экспонаты таят секреты, которые еще предстоит разгадать.

Загадка солдатского котелка

— Мама нашего ученика из деревни Михайловка перепахивала под зиму огород, и плуг трактора случайно зацепил солдатский котелок, — рассказала заведующая музеем Татьяна Сметанина. — На нем нацарапаны имена и инициалы нескольких бойцов — А.А. Репин, Санко Репкин, С. М. К. и Е. В. Г.

Татьяна Павловна предположила, что А.А. Репин и Санко Репкин — это один и тот же человек. Благодаря оцифрованным архивам Минобороны, ей удалось найти солдата, чей боевой путь пролегал через Тербунский район. Репин Александр Артемович служил в 119-й стрелковой бригаде и позже умер от ран в госпитале в Сочи. Имена его сослуживцев, нацарапанные на котелке, пока остаются загадкой.

Танцы под патефон

Татьяна Сметанина работает с очень сложными детьми, имеющими психические заболевания. Поэтому каждая ее экскурсия — это мини-спектакль. Чтобы оживить рассказ, педагог купила на свои деньги старинный патефон. Теперь он — неотъемлемый участник всех школьных инсценировок. С патефоном ученики побывали на мемориальном комплексе «Тербунский рубеж» и на высоте Огурец.

— У нас есть только две пластинки. На одной — песню «Оренбургский пуховый платок» исполняет Людмила Зыкина, а на другой — Клавдия Шульженко поет свой шлягер «Старые письма», — рассказала Татьяна Сметанина. — Когда провожу экскурсии, то всегда завожу патефон и дети, затаив дыхание, слушают музыку. Иногда даже танцуют под него.

А еще ребятам всегда интересно переодеваться в военную форму и фотографироваться на память. В музее для этого есть несколько шинелей, плащ- палатка, шлем танкиста и фуражка. Однажды Татьяна Сметанина задалась целью найти кусок колючей проволоки, потому что на пальцах было невозможно объяснить ученикам, что это такое.

— Наш Тербунский район пережил немецкую оккупацию, здесь шли ожесточенные бои, поэтому от соседей я слышала, что «колючку» надо искать на краю огородов, — говорит Татьяна Сметанина. — А у меня в конце участка стоит старый забор, вокруг которого растет дикий кустарник. Забравшись в эти густые заросли, я стала ворошить листву, разный мусор и раздвигать руками ветки. И через полчаса с радостью обнаружила немецкую и советскую «колючку».

От рубеля до утюга

Есть в школьном музее и уголок крестьянского быта. Здесь можно проследить эволюцию утюга начиная с деревянного рубеля. Ребята сами накручивают полотенце на скалку, а потом пытаются его разгладить старинным способом. Это одновременно и экскурс в прошлое, и упражнение на координацию движений.

Из больших картонных коробок Татьяна Сметанина смастерила русскую печку. Рядом с ней стоят несколько старинных ухватов и чапельников — ручек для сковород. Обращаться с этими предметами может каждый ученик школы. На экскурсии Татьяна Сметанина проводит игру-соревнование, кто быстрее накроет обед в деревенской избе. Ученики на скорость вынимают из печки чугунки и сковороды, а затем аккуратно доносят их до стола.

Можно, конечно, упрекнуть заведующую музеем в том, что она разрешает так вольно обращаться с ценными экспонатами. Ведь не мудрено и сломать что-нибудь. Но Татьяна Павловна уверена, что музей должен быть живым и максимально интерактивным. И педагог, как может, продлевает жизнь старого патефона, несколько раз ремонтировала его, склеила разбившуюся пластинку. Чтобы «реанимировать» ржавые иголки, она затачивает их на наждачной бумаге. «Если дети не стоят столбиками, а постоянно находятся в движении, они лучше запоминают экскурсию, — говорит Татьяна Сметанина. — Включается моторная и тактильная память. Так мозг лучше усваивает название предметов, их предназначение».

Фото Геннадия Логунова

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных