Чт, 09 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Его музыка на его родине

12.11.2021 06:38:39
Его музыка на его родине

Юрий Башмет — ученик Тихона Хренникова, постоянный участник фестиваля в Ельце

Уже скоро, в 2023 году, мы отметим 110-летие со дня рождения нашего земляка, классика советского искусства композитора Тихона Николаевича Хренникова, автора музыки к популярным кинофильмам «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Гусарская баллада».

Наверняка в ближайшее время выйдет серия публикаций в печатных СМИ, на телевидении, в Интернете об этом выдающемся человеке, воспоминания его современников, друзей и коллег. Оценить масштаб личности Тихона Хренникова можно и по участникам всероссийского музыкального фестиваля, который носит его имя и традиционно проводится в Ельце.

Предлагаем выдержки из рецензии, написанной специально для «Липецкой газеты» композитором, профессором ЕГУ имени И. Бунина, кандидатом искусствоведения, членом Союза композиторов России, действительным членом Петровской академии наук и искусств Леонидом Юсуповым.

Вечная классика

Фестивали в честь нашего великого земляка, выдающегося композитора и общественного деятеля всегда проходят с большим творческим подъемом. В них принимают участие прославленные коллективы и солисты России, а также зарубежные гости. Это событие всероссийского масштаба.

VII Открытый всероссийский музыкальный фестиваль имени Т.Н. Хренникова открылся концертом всемирно известного камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета — выдающегося музыканта, сформировавшего наше представление об альте, как инструменте солирующем.

Программа концерта была составлена таким образом, чтобы показать необычайно широкие возможности струнного оркестра. Прозвучало Адажио «Ностальгия» Эрика Лолашвили, в котором соединены романтические традиции, так любимые Тихоном Николаевичем, с музыкой современных композиторов, а также самого Хренникова.

В творческом портфеле «Солистов Москвы» более 200 произведений современных композиторов. Среди них «Пять отражений на тему Паганини» Кузьмы Бодрова, ученика Тихона Хренникова, а ныне — преподавателя московской консерватории. Отмечу, что Тихон Николаевич воспитал более 200 учеников, создав свою композиторскую школу. Среди его учеников Александр Чайковский — создатель оперы «Легенда о граде Ельце», Валерий Гергиев, Юрий Башмет и многие другие представители советской исполнительской школы, творчеством которых мы сегодня наслаждаемся. Вот и произведение Бодрова поразило своей музыкальной формой. Это оригинальное сочинение для альта и пяти солирующих скрипок было написано в 2018 году. «Пять отражений на тему Паганини» строится на скрипичных концертах Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева, Берга, соединяемых 24-м каприсом Паганини. Концепция этого современного сочинения представляет диалог солиста, исполняющего фрагменты одного из концертов, с оркестром. Это сложное произведение, как и «Маленькая ночная серенада» Моцарта, было встречено овациями.

«Солисты Москвы» от­дали дань уважения Тихону Николаевичу, исполнив на бис в финале концерта «Колыбельную Светлане» и музыку к кинофильму «Гусарская баллада». Благодарные слушатели долгими овациями не отпускали музыкантов.

Уникальный исполнитель

День народной музыки подарил мне очень теплую неожиданную встречу. В большом зале ЕГУ имени И. Бунина в рамках фестиваля состоялся концерт Государственного Ярославского губернаторского симфонического оркестра под руководством художественного руководителя и главного дирижера народного артиста России Мурада Аннамамедова. С маэстро мы знакомы с начала 2000-х, когда Тихон Хренников привозил в Елец оркестры, солистов, устраивая ельчанам музыкальные праздники. Тихон Николаевич много лет сотрудничал с ярославским оркестром, считал его одним из лучших коллективов России. При этом выделял Аннамамедова как молодого, талантливого дирижера, подчеркивал широту его творческих интересов, высокий профессионализм. Композитор неоднократно сам выступал с оркестром как солист, исполняя свои произведения, позднее стал доверять оркестру премьеры своих сочинений. Эта дружба продолжалась почти 40 лет, до ухода маэстро из жизни. Поэтому я ждал чего-то особого. И не ошибся. Оркестр привез солистку, которая выступила сразу в двух амплуа — как пианистка и скрипачка!

Мария Андреева — уникальное явление в музыке. Она студентка младших курсов Московской консерватории, занимается сразу на двух факультетах, является лауреатом более 20 международных конкурсов. В том числе двукратный победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского как в номинации «скрипка», так и «фортепиано» — уникальный случай в конкурсах.

Наблюдая за творческим перевоплощением Марии Андреевой как скрипачки и как пианистки, я не мог избавиться от какого-то волшебного наваждения от созерцания двух разных солистов — настолько она была разная в скрипичном и фортепианном концертах. Под ее пальцами дыхание музыки обретало зримые музыкальные образы, а она, как добрый волшебник, давала им жизнь. Ее игра отличается предельной эмоциональной чуткостью в лирических эпизодах концертов и эмоциональной напряженностью, душевной восторженностью в первых частях и финалах. Все ее творчество отвечает первому условию музыкального искусства — возвышенности. Здесь Мария Андреева продолжает традиции великих небожителей музыкального олимпа: Давида Ойстраха, Льва Когана, Сергея Рихтера. Но они были великими в игре на своих инструментах, а Мария с блеском и изяществом показала свое уникальное мастерство сразу на двух самых знаковых музыкальных инструментах! Такого уровня мастерства в истории музыки я не припомню.

Несколько минут длились овации. После чего Мария Андреева исполнила на бис по слуху свою композицию на мелодию Тихона Хренникова «Что так сердце растревожено». Маэстро с оркестром тоже сделал под занавес подарок, исполнив парафраз на две темы Хренникова. Ярославский оркестр снова устроил ельчанам яркий праздник, который запомнится навсегда.

«Пугачев» «Казаков России»

Музыкальному театру был посвящен третий день фестиваля. Государственный ансамбль танца «Казаки России» показал вокально-хореографический спектакль «Пугачев» по мотивам «Капитанской дочки». Эта новая работа коллектива произвела сильное эмоциональное впечатление. Спектакль открывается сценой, где Петр Гринев со слугой едут к месту службы молодого барина и попадают в снежную пургу. Интересно решена сцена постановочно: снежная вьюга, ветер, свет, видеоряд на заднике — все создает яркую сцену снежного бурана. Музыка построена на ударных инструментах. Новая картина — в таверне веселятся пьяные пугачевцы. Этот танцевальный эпизод проходит под аккомпанемент ударных инструментов. Следующая большая сцена: начальник крепости Иван Миронов Кузьмич с супругой Василисой Егоровной встречают хлебом и солью молодого офицера Петра Гринева. Сцена решена в народных традициях, с песнями фольклорного характера. Заканчивается большим танцем солдат и жителей гарнизона, приветствующих нового офицера под звуки ударных инструментов. Далее первая встреча Маши и Петра — танцевальный дуэт влюбленных проходит на фоне лирической народной песни, исполняемой соло. Профессионально и ярко поставлена дуэль Гринева и Швабрина. Бой на шпагах проходит также под ударные. Появляются марширующие под песню солдаты, пришедшие арестовывать дуэлянтов. С ними жители крепости, женщины. Гринев ранен. Звучит протяжная печальная хоровая песня. В музыкальном отношении это один из лучших номеров постановки. И марш, и протяжная песня великолепно аранжированы, но, главное, в конце сцены эти две мелодии соединяются, образуя музыкальный образ, наполненный переживаниями за судьбу Пети Гринева.

Сцена издевательства Швабрина над Машей хореографически решена интересно, убедительно, тоже под звуки ударных инструментов.

Война с пугачевщиной завершается большой сценой битвы царских войск и поимкой Пугачева. Связанного преступника ведут на суд. Колокольный звон возвещает — война окончена. А наши герои, пройдя все преграды, встречаются, чтобы никогда больше не расставаться. У женского хора звучит медленная светлая мелодия в жанре свадебных песен, выражающая чувства влюбленных героев. Участники выстраивают пирамиду, на вершине которой влюбленные герои встречают рассвет своей новой жизни, новой России! Финальная сцена — жемчужина всей постановки, апофеоз создателям — хореографам и хормейстерам, всему творческому коллективу.

Музыкальную основу спектакля составили хоровые обработки народных песен и фольклорных мелодий. Их высокое качество говорит о профессиональном, вдумчивом отношении к музыкальному материалу. Тоже можно сказать о танцевальных номерах, созданных на основе классических балетных движений и народных русских танцев.

Но у меня есть одно пожелание. В спектакле слишком много танцевальных номеров, идущих в сопровождении ударных инструментов. Если это вокально-хореографический спектакль, то танцы тоже должны иметь мелодию не шумовых инструментов, а мелодических.

Джазовый день

Впервые на фестивале имени Т.Н. Хренникова джазу отвели целый день. Продолжая классические традиции, Тихон Николаевич не прошел и мимо джаза. Его песенные мелодии и сегодня поражают своей яркостью, мелодичностью, смелостью, эстрадностью. Поэтому закономерно обращение джазовых музыкантов к песням Тихона Хренникова. В 1965 году квартет вибрафониста Леонида Гарина создал джазовую композицию на «Колыбельную Светлане», а позднее обратился к песне «Московские окна».

Выступление джаз-оркестра липецкого Дома музыки под управлением Дмитрия Кокшина вызвало неподдельный интерес слушателей, тем более что в этом, одном из старейших коллективов области со своими традициями и репертуаром, произошла смена поколений.

В целом выступление оркестра оставило хорошее впечатление, хотя ему не хватало драйва, жесткого свинга, ярких импровизаций. Хочу обратить внимание на совсем молодого гитариста Дмитрия Данилова — одаренного джазмена. Как исполнитель он более всего раскрылся в комбо-составе. Уверен, что у него большое будущее. Но, как говорится, все еще впереди. Хочется пожелать флагману областного джаза дальнейшего роста как в музыке, так и в репертуаре.

Эстрадно-джазовый ансамбль Union-band — самый молодой участник фестиваля, возник всего полтора года назад. Я подчеркиваю эту дату, чтобы выразить свое восхищение профессионализму коллектива. Все здесь на очень высоком профессиональном уровне: и исполнение, и аранжировки, и, конечно, солистки Анастасия Пименова и Василина Бережная — подлинные звезды! В одной программе соединились разные мелодии и ритмы, музыкальные стили и стандарты, народная музыка и джаз, французский шансон, испанское танго и советские шлягеры.

Свое выступление Василина Бережная тоже начала с хита Эдит Пиаф «Жизнь в розовом свете». Певица обладает мягким, красивого тембра голосом, которым владеет в совершенстве. Он очень ровно звучит, как в нижнем, так и в верхнем регистре. Ее исполнение как бы обволакивает слушателя, вовлекая его в атмосферу праздника и любви. Поражает вокальная техника певицы, которой подвластны как мельчайшие изгибы мелодии, так и изумительный джазовый скэт. Ее пение завораживает. Чувствуется не только отличная вокальная школа, но и профессиональное владение джазовым вокалом. С тонким чувством стиля были исполнены «Опавшие листья» Ж. Космы — выходца из России. Ансамбль великолепно свинговал, а в проигрыше вместо положенной импровизации художественный руководитель коллектива баянист Юрий Беляев сыграл «Московские окна», переключив баян на тембр саксофона. Очень хорошая находка!

Под стать Василине и певица Анастасия Пименова. Если в Бережной покоряет французский шарм и американский свинг, то в исполнении Пименовой слушатель попадает в мир чувственности, испанской страсти, любовной неги. Но вот уже звучит народная песня «Вишня», зажигательная, полная огня фольклорная обработка, где зритель как бы становится участником народного праздника. Хочется отметить изобретательные аранжировки Юрия Беляева, интересные импровизации Дмитрия Фаустова (синтезатор) и Дмитрия Данилова (гитара).

В заключение эти две талантливые певицы исполнили дуэтом хит Эдуарда Артемьева «Дельтоплан». Сделанная в стилистике джаз-рока песня была украшена скэтом, попеременно звучащим то у одной, то у другой певицы. Это было потрясающе.

Конечно, наряду со встречей с легендарными «Солистами Москвы» Юрия Башмета все ждали выступления не менее знаменитого джазового ансамбля «Мелодия» имени Г. Гараняна и джазовой певицы Мариям Мерабовой. Программа ансамбля состояла из музыки советских композиторов и джазовых стандартов. Концерт начался известным произведением Дунаевского «Девушка спешит на свидание». Любители могут вспомнить эту музыку по фильму «Покровские ворота». Затем ансамбль исполнил «Московские окна», рок-н-ролл «Эй, моряк!» из кинофильма «Человек-амфибия».

Мариям Мерабову встретили аплодисментами. Она одна из лучших джазовых певиц России, часто выступает на радио, телевидении, является продолжателем вокальных джазовых традиций таких отечественных звезд, как Ирина Понаровская, Лариса Долина, Ирина Отиева, Татевик Оганесян. Мариям — великолепная актриса. Своей доверительной интонацией разговора сразу наладила контакт со зрителем, после чего каждое ее исполнение бисировалось. Так было с «Бейси-стрит», «Колыбельной» из кинофильма «Цирк», «Джорджия». Тронуло бережное отношение певицы к песенному наследию Людмилы Гурченко. В память о выдающейся киноактрисе и певице Мерабова исполнила песню из ее репертуара «Тишина за Рогожской заставою» из кинофильма «Дом, в котором я живу». Зрители насладились великолепным вокалом, джазовой слоговой импровизацией — скэтом, сердечностью общения.

Новый состав ансамбля сохранил традиции своего предшественника, исполнив ряд произведений из репертуара прежней «Мелодии», а также новые композиции, блеснув яркими импровизациями солистов, мощным свингом и блестящими аранжировками. Несколько минут длились овации благодарных зрителей. Так закончился день джаза VII Всероссийского музыкального фестиваля имени Т.Н. Хренникова.

Фото из архива редакции

Центральный военный оркестр Министерства обороны устроил на улице Мира плац-концерт

Центральный военный оркестр Министерства обороны устроил на улице Мира плац-концерт

Центральный военный оркестр Министерства обороны устроил на улице Мира плац-концерт
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных