Чт, 21 Октября, 2021
Липецк: +10° $ 71.78 83.33

Добринский стиль Елены Соболевой

Олеся Скворцова | 13.10.2021 06:56:25
Добринский стиль Елены Соболевой

Глиняные кошки Елены Соболевой и ее учеников дали начало самобытному «добринскому стилю»

Глиняные птицы сирин, веселые собаки и милые котики, дородные сельские барышни — все работы Елены Соболевой объединяет единый стиль. На одном из всероссийских конкурсов жюри даже порекомендовали запатентовать технику и ставший узнаваемым образ игрушки из добринского края.  

И в наше время авторские работы могут становиться народным промыслом. К примеру, та же дивеевская игрушка, которая зародилась, что называется, с нуля — никаких местных традиций лепки из глины там не было. За 25 лет был сформирован собственный почерк. Или самарская игрушка Лоры Городецкой и ее учеников, которая, как считается, передает колорит волжской земли. Так что, возможно, скоро заговорят о добринском стиле.

Наследники традиций

Ученики Елены Соболевой уже заявляют о себе. Совсем недавно Глеб Васильев занял второе место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» во Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций». В объединении «Глиняная игрушка», которое возглавляет методист и педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Ритм» Елена Соболева, он занимается с 2013 года. Уже через два года он стал участвовать в выставках, побеждать в региональных и всероссийских конкурсах. В начале года однофамилица Глеба Дарья Васильева стала лауреатом первой степени Всероссийского конкурса художественного и технического творчества «Новогодний фейерверк». Ее работа «Буренки встречают Новый год» выполнена в том самом «добринском стиле».

Все началось с кошки

Своя манера лепки стала формироваться у Елены Соболевой около десяти лет назад. Тогда ее ученица Алевтина Злобина решила принять участие в одном из конкурсов, и нужно было помочь сформировать образ будущей работы — оригинальные кошечки. К слову, глиной Аля увлеклась с пяти лет и, несмотря на свои другие хобби, не свернула с этого пути. За годы она не раз становилась победителем и призером всероссийских творческих состязаний.

А тех самых кошек и по сей день первыми раскупают на ярмарках. Впрочем, как и дородных барышень в пышных платьях. Елена Анатольевна признается: думали долго, как создать действительно местный сувенир. На гербе Добринки изображена сельчанка — она и вдохновила сделать барышню из глины. Керамические красавицы авторства Соболевой и ее учеников пышнотелы, в их руках — неизменно символы сытой и счастливой деревенской жизни: хлеб, поросята, птицы, рыбы и цветы. Несмотря на оригинальность, есть в них и дань традиции — бюст и ожерелье сделаны в стиле знаменитой романовской игрушки.

— Чем бы я ни занималась, обязательно вернулась бы к игрушке, — признается Елена Анатольевна. — Это для тех, кто не наигрался, кто не перестает удивляться чуду человеческой жизни и мира. Поэтому в сюжетах у нас часто — сказочное, волшебное, да и свистульки по-прежнему не теряют актуальности.

Работать руками

— Глина — удивительный материал, — уверена Елена Соболева. — Если в других видах творчества необходим инструмент — кисточка, спицы, крючок или игла, то здесь мы имеем счастливую возможность обойтись без такого посредника. Есть только твои руки и глина. Ты сам делаешь все что хочешь, не получилось — можно смять в комок и начать заново. Недаром есть такая гончарная легенда о том, как творец создавал мир, населял животными и одарял их разными свойствами, затем создал человека, и когда тот попросил счастье, демиург кинул ему кусок глины и сказал: «Слепи его сам».

Наставник сожалеет, что сегодня детей записывают на разные курсы — от развития речи до изучения английского, но не учат работать руками, соз­давать и придумывать.

Пример не забыт

«Лучше всего ты можешь научить тому, чему хочешь научиться сам» — повторяет вслед за любимым писателем Ричардом Бахом Елена Соболева. Уроженке Костромы, ей в детстве не раз приходилось переезжать — отец был военным. Но несмотря на частые перемены в жизни, она с благодарностью вспоминает своих учителей.

— Особенный след в душе оставил преподаватель черчения и изобразительного искусства лебедянской школы № 1 Григорий Корнилович Насулецкий, который доказывал, что несерьезные для многих школьные предметы на самом деле такими не являются, — рассказывает она. — На уроке перед каждым учеником он ставил собственноручно слепленные из пластилина модели, по которым надо было сделать чертеж. Заметив, что хихикаем над коллекцией марок одноклассника, в которой мы впервые увидели нагие тела на картинах великих художников, он терпеливо объяснял, что значат произведения искусства и как следует к ним относиться. А еще, на удивление многим — в то время это было внове, в своем кабинете Григорий Корнилович организовал Доску почета — вывешивал на нее снимки лучших своих учеников. Через годы я пронесла понимание того, что главная задача педагога — не только и даже не столько научить чему-то, а воспитать, ведь каждый ученик — это прежде всего личность.

Воспитание без нотаций

Эти принципы Елена Анатольевна применяет и в своей работе. Выпускница физико-математического факультета, она не видела себя учителем-предметником — так влекло творчество. За годы вела самые разные кружки — от вязания крючком до поделочного хэндмейда. Решающим стало участие в переезде краеведческого музея, где она тогда трудилась, из храма в Задонске (его передали Церкви) в другое здание. Тактильный контакт со старинной керамикой зародил желание творить из глины. А когда, уже в Добринке, на складе при ремонте обнаружилась муфельная печь, было создано творческое объединение. Залежи глины в поселке находятся на небольшой глубине, и именно они чаще всего используются для работы. Если игрушки получаются слишком светлыми, их тонируют краской. Училась вместе с детьми. Свою первую работу — лошадку — она часто показывает ученикам как демонстрацию того, что добиться успеха можно с нуля, было бы желание развиваться.

— Дополнительное образование открывает много возможностей, — уверена Елена Анатольевна. — Общение более свободное, и на занятиях можно больше вложить именно в воспитание человека, чем на обычных уроках, где все подчинено освоению учебного материала. За работой мы можем поговорить о том, что волнует. Не боюсь задавать, казалось бы, маленьким детям «взрослые» вопросы, к примеру, о том, для чего нужно искусство. И получаю удивительные ответы — просто у них никто об этом раньше не спрашивал.

Вместо нотаций — предложение поразмышлять. Раздражают оставленные грязными стеки — больше не забудут их помыть. Дотронулись до чужой работы во время сушки (на этом этапе игрушки наиболее хрупкие) — задумались о том, что не хотели бы, чтобы такое произошло с их фигуркой. Елена Соболева признается: такие изменения в отношении к миру и другим не менее приятны, чем контакт с глиной.

А МЫ НЕ НАРОД?

— Предпочитаю, чтобы ребята самостоятельно выезжали на конкурсы. Они ни разу в грязь лицом не ударили, хотя рядом не было «подушки безопасности» — наставника, который поможет и подскажет, — говорит Елена Соболева. — Однаж­ды на фестивале была отличная программа для педагогов, оставила я ребят с выставкой и пошла на лекцию. Возвращаюсь — народ толпится, шум, гам. Ну, думаю, дети мои что-то натворили. Оказалось, подошли к ним два специалиста по керамике и, повертев фигурки в руках, уточнили, народная ли это игрушка. Дети подтвердили. Специалисты уже потирали руки, считая, что нашли неизвестный широкому кругу промысел. Когда я все пояснила, что это авторские, а не народные работы, дети удивленно сказали:

— А мы что — не народ?

Фото Геннадия Логунова

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных