Ср, 26 Февраля, 2020
Липецк: $ 63.45 68.77

Делай что должно с любовью

Ольга Шкатова | 15.01.2020 06:26:45
Делай что должно с любовью

Фото Павла Острякова

Заслуженный артист России Владимир Кравченко отмечает 65-летие. Без малого 40 лет его творческая судьба неразрывно связана с липецкой сценой, где сыграно около 90 ролей. Почти все это время он успешно совмещает актерскую работу с административной.

Встречая юбилей в кругу друзей и близких, художественный руководитель Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого с удовольствием вспоминает родной Северодонецк в Луганской области. Там он играл в школьном театральном кружке, окончил музыкальную школу по классу баяна, участвовал в команде КВН Коммунарского горно-металлургического института, пел в ансамбле «Огонек», который стал дипломантом популярного в советское время конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

Выбрал город металлургов

Творчество в итоге взяло верх, и Кравченко поменял технический вуз на культпросвет­училище. А после службы в армии поступил на актерское отделение Воронежского государственного института искусств.

«Сказки старого Арбата» — этот спектакль буквально заворожил Владимира Кравченко. Его покорила игра Михаила Соболева и Георгия Бессчетнова, и он влюбился в Липецкий драматический театр, переживавший в начале 80-х прошлого века настоящий подъем. В 1982 году Кравченко поступил в липецкую труппу, выбрав для жизни город металлургов, откуда родом была его супруга Тамара.

В институте он возглавлял комсомольскую организацию театрального факультета. Его лидерские качества проявились и в театре. Через несколько лет Кравченко назначили директором-распорядителем. Много позже он стал директором Липецкого муниципального театра, открывшегося в ДК «Сокол», а затем первым заместителем начальника регионального управления культуры. При этом перерыва в работе на сцене не было.

— Я уходил, когда понимал, что дальше так нельзя жить, что расти больше некуда. Понимал, что достиг потолка и больше уже ничего не могу дать тому же муниципальному театру, — признается Владимир Алек­сандрович.

Мыслить масштабно

Сегодня он руководит творческим процессом в театре, для которого вместе с коллективом добивался звания академического и права носить имя великого русского писателя Л.Н. Толстого. Выстраивая репертуарную политику, худрук старается мыслить масштабно и улавливать процессы, происходящие не только в сфере культуры, но и в обществе в целом.

— Нас окружает агрессивная среда: фейковые новости в Интернете, по телевидению, в печатных изданиях. К сожалению, сегодня у нас нет определенной глобальной цели, которую поставило бы государство. Раньше мы строили светлое будущее коллективно, всей страной. В 90-е годы в сознании наших людей произошла подмена идеалов, и на других примерах выросло новое поколение россиян. На первом месте теперь не коллективизм, а индивидуализм, не добро и взаимовыручка, а стяжательство, расталкивание локтями, достижение своей цели несмотря ни на что. Вместе с тем идет поклонение всему западному и американскому. Но нации и народы отличаются друг от друга языком, верой, культурой и историей. Они сохраняются благодаря своим традициям. Одна из наших исконных — театр, в основе которого русская школа переживания, — рассуждает Владимир Кравченко. — Нынешнее время диктует совершенно другой подход и к театру. Он пробует новые формы, стремится осваивать новое пространство. Это привлекает к нам молодого зрителя. Но главные его функции — просвещать и воспитывать — остаются. Нравоучения никто не воспринимает. Надо очень тонко подводить зрителя к тому, что правильно. Важно, чтобы люди не только смеялись. Хотя и это надо. Не зря мы сравниваем репертуар со слоеным пирогом. Надо соблюдать баланс. Да, у нас академический театр, и мы должны показывать примеры высокого искусства. Но невозможно ставить только классику. У театра есть и еще одна задача: сюда многие приходят отдохнуть. Тем более что и комедия может воспитывать.

В команде — сила

По словам Владимира Александровича, в театре собралась очень творческая, работоспособная команда. В большинстве случаев не яркая одаренная личность решает все, а именно коллектив.

— Главный наш продукт — это спектакль. Для его создания всегда собирается команда, от слаженной работы и сыгранности которой зависит качество постановки. Зрители в зале видят результат, а весь вложенный в него труд остается за кулисами, — рассказывает худрук. — Невероятно сложно быть руководителем и выходить в спектаклях наравне со всеми актерами в качестве партнера. Этот баланс тяжело сохранять, потому что наступает двойная ответственность. Я должен подавать пример не только в кабинете, но и на сцене, в плане той же дисциплины. По правилам в нашем театре актер приходит в театр за полчаса до спек­такля. Был момент, когда я пытался сократить время перед выходом на сцену до десяти минут и понял, что это неправильно. Это вредит актерскому делу. Конечно, я готовлюсь к каждому спектаклю, повторяю текст и настраиваюсь на действие. Выходя на сцену, я должен отдаваться роли на все двести процентов. Все мы ходим под Богом. Я понимаю, что 65 лет для мужчины хороший возраст, но не расцвет его сил. Уже понимаешь, сколько ролей мог бы сыграть, но уже никогда не сыграешь. Это единственное, о чем я жалею. Но той единственной, заветной несыгранной роли нет. Я никогда не отказывался ни от чего. Когда надо было, я пел, танцевал, играл на гитаре и даже на скрипке. Это было в спектакле «Дебют». Пришлось брать уроки у жены. Она профессиональная скрипачка.

Вместо послесловия

Сегодня в репертуаре Владимира Кравченко ролей не так много.

— Если я получу роль, а рядом со мной такого же амплуа или возраста коллега останется невостребованным, это будет неправильно, — считает он. — Я лучше уступлю кому-то другому возможность раскрыться в роли. Очень жалко, но так складывается в театре, что актеры, которым за шестьдесят, заняты в репертуаре мало. Но я по-прежнему с удовольствием выхожу на сцену. Толстой сказал: «Делай что должно, и будь что будет». А я добавил: делай что должно с любовью, и будь что будет.

Сцена из спектакля «Чума на оба ваши дома» Г. Горина

Сцена из спектакля «Чума на оба ваши дома» Г. Горина

Сцена из спектакля «Бешеные деньги» А. Островского

Сцена из спектакля «Бешеные деньги» А. Островского

Сцена из спектакля «Чума на оба ваши дома» Г. Горина Сцена из спектакля «Бешеные деньги» А. Островского
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных