Ср, 27 Января, 2021
Липецк: $ 74.86 91.15

Чтобы душа росла

Исаак Розенфельд | 25.11.2020 06:25:10
Чтобы душа росла

Александр Назаров рад видеть всех в своей галерее. Фото Николая Черкасова


На всякое доброе дело отыщутся строгие судьи. Не обошлось без них и семь лет назад, когда на улице Желябова, 4 открылась картинная галерея Александра Назарова.

Ну, обзавелся бы предприниматель бутиком, пивбаром, салоном красоты, это бы все поняли. А тут какая-то галерея. Да за те же деньги он бы лучше домик в Испании прикупил. Ладно, посмотрим, надолго ли его хватит, скоро ли ему надоест тратить свои кровные невесть на что.

Но Назарову не нужны были ни пивбар, ни Испания. Историк по образованию и азартный коллекционер живописи, особенно липецких художников, он хотел делиться тем, что любит, с земляками. Искусствовед Татьяна Нечаева, ставшая арт-директором галереи, объяснила мне все коротко и просто:

— Некоторым людям неинтересно есть торт в одиночку. Это как раз про Александра Васильевича.

О званиях, премиях и Божьем даре

Скептики не угадали. Назаров свою затею не бросил. В его галерее прошли уже 55 выставок. Только что началась пятьдесят шестая. Так Назаров и Нечаева отмечают седьмую годовщину со дня рождения своего детища. Они предложили публике, выражаясь казенным языком, отчет о проделанной работе, напомнив о замечательных живописцах, скульпторах, графиках, с которыми познакомили липчан за это время.

Имена многих из этих художников хорошо знают в России и за рубежом. Среди них были академики, лауреаты Государственных премий, профессора ведущих творческих вузов. Допустим, выдающийся график Владимир Фаворский. Сейчас посетители получили возможность вновь отдать ему должное, оценив его гравюры к трагедии «Отелло». Признали еще при жизни классиком и Татьяну Маврину. Тех, кто видел мавринские вариации на темы русского фольклора, стилизованные под лубок, ждет сюрприз: изысканные, очень европейские по духу и манере иллюстрации к роману «Боги жаждут» Анатоля Франса.

Однако талант дается не голосованием членов Академии художеств и даже не правительственным указом, а инстанцией повыше. Наши галеристы открывают нам мастеров, не обласканных официозом, но почитаемых коллегами. Хотя бы Матвея Доброва. Он представлен сегодня несколькими блистательными произведениями, в том числе созданным аж сто три года назад прелестным офортом «Березы». А рядом — работы современных авторов, что пока не получили высоких титулов и наград, но ни в чем не уступают корифеям. Это относится и к липецким художникам.

— Александр Васильевич настаивал, — говорит Татьяна Нечаев, — что они обязательно должны быть на итоговой выставке. И оказался прав. «Автопортрет» Евгения Сальникова и рисунки Александра Сорочкина выдерживают сравнение с творениями именитых москвичей. А уж натюрморт Виктора Семеновича Сорокина впечатляет на каком угодно фоне. В сущности, это эмоциональный центр и камертон всей экспозиции.

Из беседы с Татьяной Нечаевой

— Итак, основатель и владелец галереи не профессиональный галерист, не искусствовед, не художник. Впрочем, ведь и Третьяков художественных академий не заканчивал.

— Вот именно. Назарову от природы дан хороший вкус, как даются талант, музыкальный слух. И он сумел его развить, сделался настоящим знатоком изобразительного искусства. Да еще и с просветительской жилкой. Он не накопитель, не потребитель. Ему не требуется парк иномарок. Он верит: душа обязана трудиться, расти, не черстветь. И для этого ей необходимы энергия сорокинской палитры, творческий темперамент Альбины Акритас, поразительные скульптуры Лазаря Гадаева.

— До галереи Назарова вы были директором Дома Мастера, который создавали с нуля с Виленом Дворянчиковым…

— Да, первым директором был Вилен Дмитриевич, я приняла его эстафету. А еще раньше девять лет работала в выставочном зале. И уже после Дома Мастера — в галерее комплекса «Ноябрьский». Конечно, о Доме Мастера думаю с особой теплотой. Дружба с Сорокиным была бесценной. Но времена менялись.

— Что это означает, Татьяна Ивановна?

— Сверху все чаще интересовались казенными отчетами, а не творчеством. Вот, допустим, посчастливилось мне провести выставку Зинаиды Серебряковой — представляете, Серебрякова в Липецке! А начальство задало лишь один вопрос: сколько денег выручено от продажи билетов? Короче, я оказалась не ко двору, меня отправили на пенсию. И я решила: буду писать книги и статьи о любимых художниках. Но тут Александр Васильевич предлагает работать с ним. Это было редким везением. Я не могла отказаться. Мы договорились продолжить линию Дома Мастера, ориентируясь на лучших российских мастеров. Наши взгляды на жизнь и искусство очень близки.

— Да уж, Назаров наверняка о выручке спрашивать не будет. Ведь ваш проект некоммерческий.

— Разумеется. У нас галерея — общедоступная выставочная площадка, вход бесплатный, никакой коммерции. А мы избавляем художников от всех расходов. Мы им бесконечно признательны, они становятся нашими друзьями.

— То есть Назаров занимается чистой благотворительностью?

— Называйте это как хотите. Но, по-моему, благо творят художники. А для нас просто большая честь помочь им встретиться со своим зрителем.  

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных