Вс, 18 Апреля, 2021
Липецк: +10° $ 75.55 90.46

Что слышно в тишине

Ольга Журавлева | 07.04.2021 06:45:36
Что слышно в тишине

Много лет Милованов занимается составлением детской азбуки-словаря жестового языка и мечтает о его издании

Наш мир полон невидимых и неслышимых подвигов, но от того не менее ценных. Сурдопедагог Алексей Милованов, постоянно преодолевая себя, доказывает, что человек с нарушениями слуха может достичь многого. И помогает глухим людям открыть для себя этот мир во всем его многообразии, обрести смысл жизни.

Разговор с Алексеем чем-то напомнил беседу с иностранцем, хорошо владеющим русским языком. Красивая речь и небольшой акцент, характерный для людей с нарушениями слуха. Он родился в слышащей семье. Но его дедушка и бабушка по материнской линии были глухими. Недуг передался по наследству им с братом. Учился в Лебедянской школе-интернате для глухих и слабослышащих детей, которая на тот момент считалась одной из лучших в стране.

— У нас были хорошие учителя, много труда в нас вложили, я им очень благодарен, — вспоминает Алексей. — Учеба давалась мне легко. С первого класса усердно занимался и к седьмому уже не испытывал никаких трудностей. Одноклассники постоянно у меня консультировались. Уже тогда осознавал, как глухие люди нуждаются в помощи.

Вся дальнейшая жизнь Алексея Милованова связана с обучением людей с нарушениями слуха и сурдопереводом. Чтобы стать дипломированным специалистом, он поступил в Московский педагогический университет, где был единственным слабослышащим студентом на курсе.

От Томска до Ташкента

— В нашей стране существуют две системы обучения детей с нарушениями слуха — жестовая и устная, — говорит Алексей. — Большинство школ настаивает на устном методе. Педагоги не хотят признавать жестовый язык как главный язык глухих людей. Но результаты обучения при помощи устного метода очень невысокие. Детям с пониженным слухом удается воспринимать только 30 процентов информации, остальные 70 они просто не усваивают, многое остается для них непонятным. Из-за пробелов в школьном образовании люди с нарушениями слуха в дальнейшем испытывают большие трудности в общении, их мир очень ограничен. Как правило, у них скудный словарный запас. Нужно читать больше книг, но им это трудно. Они мучаются, не понимая значения многих слов.

Алексей Милованов помогает восполнять нехватку образования взрослым людям с нарушениями слуха. Сегодня его знают по всей стране.

— Ученица из Самары после года учебы призналась мне, что стала по-другому воспринимать действительность, — рассказывает Алексей. — Она наконец начала понимать слова, написанные на упаковках, на вывесках магазинов, и как ребенок радовалась этим изменениям. Занимаются даже пожилые люди.

Милованов помогает глухим людям больше 20 лет. Все это время он на связи со своими подопечными. У него постоянно спрашивают по телефону значения отдельных слов, устойчивых выражений, словосочетаний. Даже когда по работе ему приходится бывать в других городах, люди выстраиваются в очередь с заранее заготовленными списками непонятных слов. Некоторым приходится повторять одно и то же по несколько раз. Работа сурдопедагога и сурдопереводчика требует большого эмоционального напряжения и терпения. Но Алексей Милованов никогда не разочаровывался в своем деле.

— Я нахожу радость в работе с каждым моим учеником, — делится он. — Если вижу, что у человека происходят изменения, меня это только воодушевляет продолжать занятия. Нисколько не жалею о потраченных усилиях.

Тонкая материя

Алексей также занимается с детьми с нарушениями слуха самого раннего возраста. Несколько лет назад он работал в центре детского развития «Ералашики». К нему привели трехлетнего неслышащего мальчика, которому установили кохлеарный имплант. Этот протез позволяет компенсировать потерю слуха. Но чтобы про­оперированный ребенок начал слышать, понимать и говорить, требуются годы специальных занятий. Малыш не произносил ни звука и ни на что не реагировал. Ни один педагог или психолог не смог заниматься с этим мальчиком. Куда бы его ни водили, результата это не приносило. Родители были в полном отчаянии.

— Этот мальчик не мог сосредоточить внимание на собеседнике, у него уже начал формироваться аутизм, — рассказывает сурдопедагог.  — Я стал заниматься с ним. Постепенно мальчик начал запоминать и показывать буквы, выполнять простые указания, понимать значение жестов. Вскоре стал осваивать слоги. Он занимался сидя у меня на коленях. Интуитивным путем я понял, что так будет легче наладить с ним контакт. Родители довольны результатом. Мальчик начал произносить слова.

Алексей убежден, что если ребенок хорошо владеет жестовым языком, то вполне способен мыслить так же, как и слышащий человек. Это помогает ему лучше освоить устную и письменную речь. Много лет Милованов занимается составлением детской азбуки-словаря жестового языка и мечтает о его издании.

— Работы еще очень мно­го, — говорит он. — Людям с нарушениями слуха необходим и свой словарь фразеологизмов, которые очень трудно переводить. К примеру, как объяснить на пальцах фразу: «на сердце кошки скребут»? Если переводить буквально, будет не понятно, о каких кошках идет речь. В полном объеме такого пособия еще нет в нашей стране. И работать над этими материалами необходимо. Точно так же нужно объяснять и значение слов-омонимов, для каждого из которых существует свой жест.

На занятиях Алексей Милованов использует самые разнообразные формы работы. Детей обучает через игру. Для тех, кто постарше, есть задания-анаграммы, кроссворды, матрицы, в которых нужно находить слова. Совместно с предпринимателем Юной Никишкиной занимался разработкой деревянной азбуки-игры «Дактиль». Проект занял третье место на хакатоне «Технологии возможностей», проходившем в Сколково.

Отец шестерых детей

Все свое свободное время он старается проводить с детьми, которых у Алексея шестеро — пять дочерей и сын. Несколько лет назад семью Миловановых наградили на областном конкурсе в номинации «Самая трудолюбивая семья». А в прошлом году Алексей получил Почетный знак «За верность отцовскому долгу». Его супруга Евгения работает сурдопереводчиком в региональном отделении Всероссийского общества глухих. Их старшей дочери Лилии 21 год. Она медсестра в одной из городских больниц. Вторая дочь, Валентина, учится в Воронежской медицинской академии. Сусанна, Дарья и Алексей — школьники, самой младшей дочке Арине десять лет.

В свободные от работы и учебы дни Миловановы любят собираться всей семьей. Летом сплавляются на байдарках, совершают велопрогулки. Зимой становятся на лыжи и коньки. Занимаются конным спортом.

— Сегодня люди боятся трудностей, не хотят рожать много детей, — говорит Алексей. — Но человек живет не для себя, он создает будущее. В этом его основное предназначение. Мы живем в частном доме на окраине Липецка. Когда дети были еще маленькие, держали большое хозяйство — овцы, куры, гуси, много кроликов. Малышам это было очень полезно, они помогали нам. Трудности в жизни неизбежны. Но именно благодаря им мы приобретаем опыт, силу и мудрость.

Фото Сергея Авилова

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных