Вс, 31 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Бог хочет видеть нас своими детьми

20.05.2020 04:53:17
Бог хочет видеть нас своими детьми

Фото Николая Черкасова

Кому молился Иисус Христос, если он сам является Богом? Как не озлобиться, когда делаешь человеку добро, а он отвечает злом? Что говорить о своих грехах на исповеди, при этом не превращая это церковное таинство в «разговор по душам»? Эти и другие вопросы наших читателей мы адресовали священнику.

Максим Боев, клирик Евдокиевского храма города Липецка

 Кто мы — рабы или дети Божьи?

Рабы мы или дети — это очень часто зависит от нас самих. Бог хочет видеть нас своими детьми, но наше поведение часто бывает далеким от сыновнего. Еще один из святых отцов Церкви первых веков христианства авва Дорофей писал о ступенях возрастания человека в отношениях с Богом от раба до сына: «Если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наемнику, то, пребывая, по благодати Божией, во благом и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от люб­ви Христовой? — как сказал апостол Павел. Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит».

 Кому молился Иисус Христос?

Иисус — вторая ипостась Пресвятой Троицы, молился Отцу как человек, но много раз подчеркивал свое божественное происхождение, о чем говорится в Евангелии от Иоанна. «Я и Отец — одно», «Я путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», «веруйте в Бога и в Меня веруйте», и совершенно неслучайно Его современники предъявляли претензии, что Он делает Себя равным Богу, считая это богохульством, — многие высказывания Писания Нового Завета об этом свидетельствуют. Одни — делая упор на Его человечность, другие — на Его божество. Если проанализировать многие утверждения Христа непредвзято, то можно почувствовать, что личность Иисуса стоит в исключительном положении по отношению ко многим другим проповедникам разных религий и вер. Ни один человек в мире не заявлял о себе так, как это делал Иисус Христос. И тут либо верить Ему до конца, либо нет.

 Как Богородица воспитывала Иисуса?

Никаких подробностей насчет воспитания Иисуса в детстве до нас не дошло. Евангелисты не сочли нужным вообще на этом останавливаться. С уверенностью можно утверждать только одно: Мария воспитывала своего возлюбленного Сына в такой любви, какой, дай Бог, хоть самую малость почувствовать любой семье во все времена.

 Что в нашей жизни значат сновидения? Могут ли они приносить плохие вести?

Сны будут значить ровно столько, сколько значимости вы им придадите. Я вообще оставляю их без внимания. Церковь призывает не толковать снов, так как во сне мы наиболее уязвимы для лукавых духов.

 Как самому не озлобиться, когда делаешь человеку добро, а он отвечает злом?

Усилием воли. А вообще «как» — самый трудный вопрос из всех, поскольку решается он не в теории со слов кого-то, а в живой практике, и далеко не всегда успешно. Своих собственных сил на терпение, прощение и любовь к нашим врагам просто нет. Нужна Божья помощь и вдохновение от Святого Духа. В наших силах только не отвечать тем же злом, какое нам делают. Если хотя бы для начала в этом утвердитесь, и то будет неплохо.

 Где должны храниться иконы — в музеях или храмах и церквях?

Конечно, место икон прежде всего в храмах. Но так уж вышло в силу исторических обстоятельств, что некоторые особо чтимые образы оказались после известных революционных событий в музеях. В силу их большой древности и ветхости они нуждаются в особом хранении, что далеко не всегда могут предоставить храмы, как и не всегда могут произвести качественную реставрацию. И наиболее оптимальным вариантом мне видится в подобных случаях сотрудничество музейных и церковных специалистов, как это происходит, например, в Третьяковской галерее и примыкающем к ней храме святого Николая в Толмачах в отношении Владимирской иконы Божией Матери. Или в Московском Кремле, где на территории музея все-таки проводятся богослужения с использованием святынь.

 Зачем Иисусу нужно было креститься у Иоанна?

На этот вопрос есть различные ответы и, если их резюмировать, то получится несколько основных мнений: во-первых, крещение рассматривается как свидетельство и явление Троицы и провозглашение Христа Сыном Божиим, что происходит явно для всех людей, во-вторых, крещение Господне — это основание и обоснование христианского Таинства крещения. Своим крещением Христос подал пример и как бы благословил совершать крещение в основанной Им Церкви, и, в-третьих, Господь пришел на Иордан для того, чтобы принять крещение просто как один из людей, хотя Сам Он не имел греха, но в знак солидарности с людьми грешными, в знак своего единства со всем человечеством.

 Как правильно исповедоваться?

Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но не длинной. Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех. Но чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что…. Ну, и так далее. Вот так делать совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь — это важная часть покаяния, но покаяние не сводится только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться, по возможности, исправить совершенное нами — или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.

Во-вторых, исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов. За этим перечислением теряет собственно покаяние — главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на лист бумаги. Но один из священников говорил так: «Если у меня где-то болит — я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу».

В-третьих, иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, что тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета.

И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многословием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.

Я бы порекомендовал следующее. Во-первых, не обижаться на священника. Если вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно просто побеседовать с ним, рассказав о вашем смущении. Во-вторых, если вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать для этого время удобное и для вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный или праздничный день, когда в храме много народу, то нужно понимать, что священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому прихожанину, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди. В-третьих, я бы советовал вам прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского. Возможно, вы найдете в этих беседах ответы на свои вопросы и недоумения.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных