Вт, 01 Декабря, 2020
Липецк: -3° $ 76.20 91.20

Бережливое отношение к делу и людям

Игорь Сизов | 20.11.2020 06:25:07
Бережливое отношение к делу и людям

Из пятидесяти участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» только два предприятия в Липецкой области представляют коммунальную сферу. Одно из них — ОГУП «Липецкоблводоканал» — добилось особенно высоких результатов при внедрении бережливого производства.

На полгода реализации проекта «Повышение производительности труда на потоке обеспечения водоснабжения от обращения потребителя до возобновления оказания услуг» с региональным центром компетенций в сфере производительности труда удалось достичь значительных успехов по экономическим показателям. Но на предприятии не забывают и о своей главной социальной функции — устойчивое и надежное снабжение жителей региона водой. Итогом работы за шесть месяцев стало повышение качества обслуживания абонентов и возросшая удовлетворенность услугами предприятия.

Под одной крышей

Конечно, эта кропотливая деятельность началась задолго до 2020 года. Кстати, ОГУП «Липецкоблводоканал» в будущем году отметит свой десятилетний юбилей в статусе единого головного предприятия. А его история уходит в давние советские времена. Долгие годы районные подразделения были обособлены и существовали в рамках различных организаций жилищно-коммунального хозяйства. Ре­ше­ние по реорганизации было принято правильное и своевременное, так как в рамках сегодняшних реалий это помогло оптимизировать силы и средства. Структуру удалось сделать более управляемой, что позволило уйти от дублирующих функций при ведении капитального строительства, проведении закупок. Единая бухгалтерия и ведение счетов удобны тем, что не нужно в каждом районе отдельно вести эту работу.

Кадры решают все

Большие перемены стали происходить, когда в мае 2019 года генеральным директором «Липецкоблводоканала» был назначен Антон Симаков.

— Мы серьезно обновили команду, — рассказывает Антон Владимирович. — Средний возраст сотрудников в офисе управления теперь составляет всего 32 года. Коллектив молодой, работоспособный и амбициозный. Это те перемены, которые хотели увидеть руководители области на предприятии, которое считалось неким анахронизмом на фоне современных тенденций в управлении и экономике. Когда мы проанализировали проблемы, которые возникают наиболее часто в сфере водоснабжения, то быстро поняли острую необходимость в оптимизации и модернизации процессов. Нужно было ускорить время принятия решений. А это требует не только организационной подготовки, но материальной и технической.

Еще до вхождения в проект «Производительность труда и поддержка занятости» вместе с региональным центром компетенций (РЦК) коллектив занимался самостоятельно этими вопросами. Проходила оптимизация внутри отделов. В частности, только на печатной продукции в шестнадцати районных комплексах удалось сократить до 75 процентов затрат. Учет, контроль и расходование материалов при производстве различных бланков и документов позволили экономить ежегодно около двух с половиной миллионов рублей. Не меньшие суммы принесла в копилку предприятия оптимизация мобильной и стационарной связи.

Универсальные решения

Но двинуться дальше по пути бережливого производства удалось уже благодаря помощи специалистов регионального центра компетенций. Весной этого года на «Липецкоблводоканал» прибыли руководители проекта Валерий Коротаев и Алексей Неокладнов, которые обладают большим опытом работы на производстве и новыми знаниями в сфере повышения производительности труда.

— Самое главное, что они сумели донести до наших сотрудников универсальные решения, применение которых дало новый импульс развитию бережливых технологий, — уверен Антон Симаков. — Мы были очень рады возможности такого плодотворного сотрудничества и рассчитываем на консультационную помощь после их ухода с нашего предприятия в связи с завершением шестимесячного срока.

Движение шло навстречу друг другу. Мы понимали необходимость серьезных перемен, а специалисты РЦК знали, как их осуществить. Наше предприятие стало первым участником нацпроекта в регионе, которое работает в сфере водоснабжения. Так что интерес был взаимным. Мне особенно импонирует в коллегах из РЦК их простота и ясность подачи своих знаний, что сегодня большая редкость. Это наставники, которые видят проблемы предприятия нашими глазами и нацелены на долгосрочный результат по обеспечению безубыточности предприятия при высоком качестве услуг.

Со стороны предприятия была создана рабочая группа, основной движущей силой которой стали главный энергетик Андрей Самохин и помощник генерального директора Денис Проскурин. Кроме того, в проекте приняло активное участие большое количество сотрудников разных должностей и профессий — от начальника комплекса «Липецкий» до рабочих, от заведующих складом до кладовщиков. Команда получилась разноплановая и многопрофильная. Это стало основным плюсом, ведь главная задача проекта — вовлечение людей в процесс совместного строительства бережливого производства. Некоторые предприятия приглашают за огромные деньги консалтинговые компании в на- дежде получить долгосрочные перемены. Но заканчивается эта затея сиюминутными рекомендациями, которые в корне не меняют менталитет людей.

Экономию по осени считают

Одна из главных проблем заключалась в том, что время на устранение аварий и подачу воды составляло до вхождения в проект в среднем два дня при нормативе в восемь часов. После реализации проекта этот показатель снизился до нескольких часов, что важно не только с точки зрения выполнения требований законодательства, но и отзывов абонентов. В последнее время отсутствие воды по техническим причинам вызывает значительно меньше нареканий, чем раньше. В качестве самого существенного достижения можно отметить тот социально важный факт, что количество невыполненных заявок снизилось на 65 процентов. Если в прошлом году количество переходящих заявок, которые не были устранены за сутки, доходило до 40 штук, то этим летом их число сократилось вдвое. А сейчас цифра еще ниже — до семи заявок. И самое главное, их причиной являются такие незначительные проблемы, как подтекающие колонки. А все крупные порывы, влияющие на водоснабжение, устраняются в этот же день.

Экономический блок подсчитал предварительные цифры повышения производительности труда. Точный отчет можно будет сделать уже по итогам уходящего года. Но уже сегодня можно сказать о значительном превышении плановых показателей, о чем говорит большое снижение издержек в подразделениях.

Премия за рацпредложение

Так исторически сложилось, что на государственных предприятиях чаще формируются консервативные традиции, чем в частных компаниях. В «Липецкводоканале» решили убрать рутинные процедуры, которые мешали эффективно работать. И главная преграда на этом пути — человеческий фактор. Люди привыкли работать по старинке, поэтому так трудно изменить сложившиеся за долгие годы стереотипы. Но нет ничего невозможного вместе со специалистами РЦК.

— Когда мы построили диаграмму-«спагетти» технологического процесса, на которой изображена схема передвижения кладовщика по складу, то стало видно, что многочисленные маршруты переплетаются в клубок, — рассказывает Антон Симаков. — А сейчас сами работники поняли, как легко и просто работать, когда все выстроено логично. Наша задача — оптимизировать процесс таким образом, чтобы свою работу за установленное время работник выполнял с минимальной нагрузкой. Если человек сильно перерабатывает, значит, что-то не так с менеджментом или он взял на себя много функций. Такие перегрузки могут дать сбой в самый неподходящий момент, что ударит по надежности всей системы. Поэтому нужно так вовлечь сотрудников в работу, чтобы они были уверены: за каждое правильное предложение будет получено материальное или организационное поощрение. За идеи мы готовы платить деньги.

На предприятии издали приказы, которые позволяют выплачивать надбавки и дополнительные премии. Специальная комиссия определяет, какую пользу принесет реализация рацпредложения, и назначает выплаты. В центральном аппарате сотрудники уже почувствовали вкус к рационализации. Теперь нужно перенести эту практику на уровень районных подразделений, чтобы она дошла до каждого мастера и слесаря.

Бизнес-план на будущее

Уже без участия специалистов РЦК, но с помощью полученных под их началом знаний «Липецкоблводоканал» планирует реализовать большую производственную программу. Уже разработан бизнес-план предприятия, который описывает все процессы для достижения финансового результата. Каждый населенный пункт региона в нем разложен до основания. Сколько расходуется воды, электроэнергии, каковы производственные потери и откуда они берутся — на все эти вопросы теперь можно получить ответ. Так, в деревне Давыдовка Липецкого района нашли причину потери огромного количества воды, которая буквально уходила в песок из прорыва в трубе. В результате потери сократились на пятьсот процентов! Другой пример: в деревне Секирино Тербунского района большое количество жителей пользовались колонками, из которых бесконтрольно через шланг поливали огороды и заливали большие емкости. Теперь на все колонки устанавливаются приборы учета, которые привязаны к конкретному абоненту.

— В этом году будет доработана дорожная карта по установлению причин и снижению затрат во всех населенных пунктах, — подытожил Антон Симаков. — Каждый начальник комплекса в районе получит чек-лист, который позволит анализировать ситуацию, а в головном офисе уже разработают нужные меры. В этой рассчитанной на годы работе и заключается долгосрочный эффект, который дало участие в проекте «Производительность труда и поддержка занятости» с помощью сотрудников РЦК. Его реализация позволит добиться новой культуры деловых отношений, работать более рационально и эффективно.

Их пример другим наука

Александр Вартанян, директор РЦК:

— «Липецкоблводоканал» стал первым предприятием в регионе, на котором проект «Производительность труда и поддержка занятости» курировал не федеральный, а региональный центр компетенций. Я хочу поздравить работников предприятия с успешной реализацией проекта. Проблемы определены, основные мероприятия намечены. Главное — созданы инструменты бережливого производства, с которыми будет удобно трудиться сотрудникам и которые помогут удовлетворить растущие запросы клиентов.

Благодаря таким ярким примерам другие предприятия региона увидят реальный эффект от перехода к бережливому производству и, надеюсь, последуют за первопроходцами.

Насосы теперь ремонтируем сами

Андрей Самохин, главный энергетик ОГУП «Липецкоблводоканал», руководитель рабочей группы по реализации проекта по внедрению бережливого производства:

— Все новое неизбежно встречает противодействие, так как воспринимается очередной дополнительной нагрузкой. Поэтому работа в проекте началась с обучения. Важная информация преподносилась с конкретными примерами и цифрами, решением реальных задач, так что никто не скучал. Обучением нашей группы занимался Дмитрий Сальков. Потом Валерий Коротаев и Алексей Неокладнов приступили к непосредственной реализации проекта на нашем производстве.

Валерий Коротаев к тому времени уже побывал на стратегической сессии в Нижнем Новогороде, где обсуждали проблемы российских водоканалов. У него были готовые решения многих типичных проблем для подобных нашему предприятий. Поэтому взаимопонимание у нас было полное. В том числе по выявленным проблемам, которых мы совместно насчитали более сорока. От таких простых, как нехватка принтера, до таких глобальных, как нелогичная организация работы целых подразделений.

Например, анализ разбросанных по всей территории комплекса «Липецкий» складских помещений показал: чтобы обеспечить типичный заказ комплектующими для выезжающей по вызову бригады, кладовщик должен пройти около двух километров и посетить более десяти разбросанных по всей территории складов. Было решено создать один центральный склад, что позволило сократить время комплектования аварийной бригады более чем вдвое. По предоставленным РЦК методикам мы так расположили материалы, чтобы нужную вещь можно было найти максимально быстро. Установили новые стеллажи, сделали разметку и памятку для кладовщиков.

К необходимости организовать эффективный ремонт насосов мы пришли также в результате анализа. В вышедшем из строя насосе изнашивались только недорогие запчасти, а двигатель, корпус и многое другое оставалось работоспособным. Большие потери предприятие несло и из-за того, что ежегодно более четырехсот таких насосов сдавали в утиль по цене черного лома. Специалисты РЦК предложили создать участок по их ремонту. Кроме того, одного из рабочих послали на завод-изготовитель насосов для обучения. В результате один квалифицированный электромонтер теперь ремонтирует за два дня три насоса.

При этом не только увеличилась производительность труда и сократились сроки работ, но и выросло качество и долговечность отремонтированных насосов. Только эта мера позволит экономить миллионы рублей. Так ручейки экономии на разных участках сливаются в единую реку высокой производительности труда.

Уроки РЦК выучили и закрепили

Денис Проскурин, помощник генерального директора ОГУП «Липецкоблводоканал»:

— Для нас очень важно было быстро определить, в чем кроется причина отсутствия водоснабжения у потребителей. Раньше на место выезжала одна бригада разбираться в причинах поломки и возвращалась на базу. Потом выезжала другая бригада ремонтировать. Это значительно увеличивало сроки устранения аварии. Мы модернизировали работу диспетчерской, установили специальную программу, которая формирует заявку. Мастера заранее готовят необходимые инструменты. Другой важный шаг — подготовка диспетчеров, которые теперь не только принимают заявки, но и дистанционно определяют параметры аварии и принимают решение о комплектовании бригады соответствующим оборудованием. Логистика вышла на совершенно иной уровень.

Была проведена реструктуризация службы сбыта. В частности, внедрена функция единого окна, чтобы наши клиенты не ходили по разным организациям и не теряли время в очередях. Это позволило сократить срок техприсоединения с шести месяцев до трех.

В комплексе «Липецкий» был установлен информационный стенд предприятия, на котором вся информация разбита по блокам. В него вносятся все изменения. В результате руководитель комплекса может определить болевые точки и быстро устранить их. Кроме этого, внедрена доска решения проблем, на которой любой сотрудник может описать сложности в своей работе и пути их решения. Как оказалось, многие вопросы снимаются без больших финансовых затрат, требуется только воля и ответственность. Это помогло улучшить быт людей, условия труда, а значит, повысило их самоотдачу.

Сами работники просят дать им возможность реорганизовать свою работу. Так, в процессе реализации проекта абонентский отдел предложил переоборудовать свой архив. Затраты были небольшие. Мы купили новые стеллажи. А люди по своей инициативе сделали все так, как им удобно.

Большую роль играет и разработка документа об уровне компетенций всех сотрудников. Когда руководитель наглядно видит уровень подготовки каждого работника, то он может оптимально сформировать работу бригад. Следующий этап работы — распространение полученного опыта на все подразделения.

Чтобы полученные зна­ния не растерять после ухода с предприятия представителей РЦК, мы каждое изменение закрепляли стандартом процедуры, в котором шаг за шагом прописывается регламент действий. Это позволяет новому человеку, который не участвовал в реализации проекта, быст­ро включиться в процесс.  

На правах рекламы

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных