Чт, 09 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Авто биография минувшей эпохи

Елена Панкрушина | 26.11.2021 06:49:35
Авто биография минувшей эпохи

На первом этаже посетители музея увидят машины представительского класса. Фото Геннадия Логунова

Экспозиция липецкого музея «Автолегенда» собиралась в течение пятнадцати лет. Сегодня здесь представлены 32 машины советской эпохи. Среди них и подлинный автомобиль, на котором ездил Михаил Горбачев, а также «Чайка», «Копейка», «Эмка», военные и городские авто и другие любопытные экземпляры.

Например, есть «звезды» голубого экрана, засветившиеся в кинофильмах «Кавказская пленница», «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и других. Есть до боли знакомые четырехколесные друзья — такие, которые были у родителей, соседей или врезались в память с ласковой приставкой «моя первая».

Трехэтажный гараж

Все автомобили искали и реставрировали энтузиасты из Липецка. Пять лет назад для собранной коллекции нашелся идеальный выставочный салон. Раньше в просторном трехэтажном помещении располагались производственные мастерские Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства. Помещение нуждалось в капитальном ремонте. Для любителей техники это оказалось решаемой проблемой. Здание привели в порядок, а на фасаде разместили вывеску «Автолегенда».

С октября турагентство «Магазин Путешествий» каждое воскресенье организует экскурсии для всех желающих. Судя по записям в книге отзывов, которых уже накопилось немало, впечатления посетителей однозначны: на каждой странице среди восторженных отзывов чаще других встречается слово «восторг».

Кремлевские лимузины

На первом этаже посетители музея увидят машины представительского класса. На них возили первых секретарей обкомов, руководителей республиканских ведомств и крупнейших предприятий, министров, а также некоторых известных личностей. В числе самых интересных экспонатов — ГАЗ-14 «Чайка», на котором ездил Михаил Горбачев. Кстати, именно по распоряжению Михаила Сергеевича этот автомобиль в 1988 году в рамках так называемой борьбы с привилегиями был снят с производства, а заодно уничтожена вся технологическая оснастка.

А между тем на ГАЗ-14, первой из легковых машин ГАЗа, появились передние дисковые тормоза. Из устройств, повышающих комфорт водителя и пассажиров, были предусмотрены сложные системы вентиляции и отопления, стекла с электрообогревом и сине-зеленой тонировкой, не пропускающей ультрафиолетовое излучение.

Рядом расположены предшественники этой марки — черный лимузин ГАЗ-13, он же первая «Чайка» (точно такие же автомобили, только в белом цвете, были подарены Валентине Терешковой и Фиделю Кастро), первая представительская модель Горьковского ав­тозавода ГАЗ-12 «ЗиМ» и считавшийся в свое время главным автомобилем страны «ЗиС»-110.

— Такой же автомобиль, только бронированный, был у Сталина, — рассказал про ЗиС экскурсовод Денис Ларин. — Одна только дверь у него весила 250 килограммов, а толщина стекол составляла семь сантиметров. Из-за этого у шоферов быстро садилось зрение. А главе государства приходилось менять водителей каждые два месяца.

Рядом с такими уникаль­ными экспонатами пред­­ставлен и самый массовый советский автомобиль середины ХХ века, ставший одним из символов своей эпохи — ГАЗ-М-1. Он же «Эмка» и он же «черный ворон», получивший это название из-за того, что использовался НКВД для арестов «врагов народа» на пике сталинских репрессий.

«Родина» не продавалась

На верхнем этаже собраны «Волги», сходившие с конвейеров с 60-х годов прошлого столетия до нулевых. В их числе экспериментальная модель бизнес-класса ГАЗ-3111, выпущенная тиражом чуть более четырехсот экземпляров. Есть и первая модель с оленем на капоте.

— Этот элемент было решено убрать с целью уменьшения травмоопасности, — поясняет Денис Викторович. Если случалась авария, то даже при несильном ударе это украшение служило причиной серьезных травм.

Любители авто наверняка оценят самый массовый советский микроавтобус «РАФ», ставший официальным транспортом Олимпийских игр в 1980-м, та самая «Победа», которую изначально хотели назвать «Родиной», но после известной фразы вождя «Почем будете Родину продавать?» передумали, а также герои многочисленных анекдо­­тов — «Запорожцы».

Последних в музее две модели: 965 («горбатый») и 968А («ушастый»). Кстати, ни один из них объективно не заслуживает шуточного к себе отношения. Так, 965-й воплотил лучшие характеристики итальянского «Фиата» и французского «Рено», а 968-й по проходимости мог обставить даже монстров- внедорожников.

— Главная проблема советского автопрома была в долгой разработке моделей, — считает Денис Викторович. — Наши инженеры каждый раз стремились создать идеальный автомобиль. И когда очередная модель выходила на рынок, то воплощала все передовые разработки как нашего автопрома, так и зарубежного. Однако потом заводы десятилетиями выпускали машины без каких-либо изменений. Естественно, скоро они начинали отставать по техническим характеристикам от моделей, выпус-­ каемых за границей, где модернизация велась постоянно.

Лучшая машина столетия

В подвальном этаже в основном представлен военный транспорт. Но есть и гражданские авто. Это, например, «Копейка» — первая модель Волжского автомобильного завода, выпущенная в 1970-м, а в 2000-м по результатам опроса автомобилистов России и стран СНГ признанная «лучшим российским автомобилем столетия». Именно с «Копейки» началась массовая автомобилизация СССР. За время ее производства, завершившегося в 1988 году, было выпущено 4,85 миллиона автомо­билей.

— В нашей стране автомобили этой марки распространялись как «Жигули», однако на экспорт шли под названием «Лада», — рассказывает Денис Ларин. — Это связано с тем, что иностранцам слово «Жигули» напоминало не совсем пристойное «жигало». Кстати, интересная история и про город, где находится завод ВАЗ, — Тольятти. Пальмиро Тольятти — так звали Генерального секретаря ЦК итальянской коммунистической партии, не имевшего никакого отношения к этому городу. Однако в 1964 году его имя было увековечено в названии. А в 1966 году совместно с итальянским автоконцерном «Фиат» в Тольятти началось строительство крупнейшего в СССР предприятия по производству легковых автомобилей.

Напротив «Копейки» стоит не менее легендарное авто — «Нива», чье производство было начато 50 лет назад и до сих пор продолжается.

— После совместной работы с итальянцами над выпуском машины для города — «Копейки» — председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу создать на базе «Жигулей» автомобиль повышенной проходимости для сельчан, — пояснил Денис Ларин. — В итоге разработанный внедорожник обрел популярность не только у нас в стране, но и за ее пределами. 80 процентов выпускаемых машин шли на экспорт.

Сборка нашего внедорожника была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. «Нива» не раз становилась призером престижных ралли, таких как Париж-Дакар, Париж-Тунис, Париж-Пекин и других. Ей принадлежит мировой рекорд высоты. А еще в 1998-м она покорила Северный полюс. Чтобы сделать это, машину сбросили на парашюте прямо на лед. И после этого она смогла завестись и преодолеть маршрут.

«Служат» в полиции и у спасателей

Военные машины, пожалуй, чаще других экспонатов покидают стены музея. Их можно увидеть на праздниках, приуроченных к дням воинской доб­лести, как в Липецке, так и в муниципалитетах. Многие стоят с полным баком, готовые хоть сейчас выехать на улицу. Эти автомобили помогали не только на фронте. Многие модификации нашли применение в мирной жизни: на службе в полиции, на аэродромах, у спасателей, почтальонов, медиков. А модели ЗиС-5В были переоборудованы в городские автобусы.

Выпуск многих этих автомобилей прекратился десятки лет назад. Однако, как утверждают туристы, многие из советских военных грузовиков и внедорожников до сих пор можно встретить на дорогах Азии и Африки.

Не только автомобили

В музее «Автолегенда» также можно ознакомиться с коллекцией предметов быта эпохи социализма: игрушки (разумеется, есть и детские машинки, в том числе экземпляр, выпущенный на Липецком тракторном заводе), телевизоры, радиоприемники, мебель, посуда, игровые автоматы, даже стоматологическое кресло. Две комнаты обставлены так, как были обставлены практически в каждой советской квартире. Заходишь в них — и словно попадаешь в прошлое. Каждый увидит здесь «свою» игрушку, кресло, сервант, как у бабушки, с хрусталем, «кругленький» холодильник «ЗиЛ», ковер на стене, гобелен.

В числе этих свидетелей прошлого имеются и особенно значимые экспонаты. Например, полный комплект медалей и орденов советских времен. Создатели музея не скрывают, что среди них не все оригиналы, есть и реплики.

— Орден «Победа» — копия, — поясняет Денис Ларин. — Таких всего было выпущено 22 экземпляра. Для изготовления использовались платина, золото, серебро, бриллианты, рубины. Изображение именно этого ордена венчает стелу на площади Победы.

Сейчас хранители коллекции работают над созданием еще одной экспозиции в стенах музея, посвященной тридцатилетию липецкого телевидения. Уже собрано достаточно экспонатов. Это аппаратура, видеокамеры, проигрыватели, компьютеры и многое другое, переданное музею первой телекомпанией города.

Не так давно (в масштабах истории) прекратил свое существование СССР. И, наверное, мы еще не привыкли считать те времена историей. Но для молодежи, наших детей — это совсем другая жизнь. Осматривая экспонаты музея вместе с экскурсоводом, заодно можно узнать и о стране много нового — того, чем стоит гордиться.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных