Ср, 26 Февраля, 2020
Липецк: $ 63.45 68.77

Архимеды за школьными партами

Ольга Шкатова | 15.01.2020 06:48:41
Архимеды за школьными партами

«Подъемное устройство для воды» для Маши и Глеба — первое запатентованное изобретение. Фото Павла Острякова

17 января — День детских изобретений. Свои достижения липецкие кулибины ежегодно демонстрируют на областном фестивале научно-технического творчества молодежи и региональной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее. Центральная Россия», имеющей статус Федерального окружного соревнования молодых ученых.

Воспитанники Молодежного центра инновационного творчества «Новатор» ежегодно патентуют от пяти до восьми изобретений. Совсем недавно они получили патент на «Подъемное устройство для воды». В прошлом году оно было отмечено сразу несколькими престижными наградами: золотой и бронзовой медалями на международных салонах изобретений и инновационных технологий «Инвентика 2019» в Румынии и «Архимед 2019» в Москве, а также специальным призом Союза канадских изобретателей TISIAS Canada.

Сделали, как заказывали

— У этого изобретения есть предыстория, — рассказывает доктор педагогических наук, заведующий кафедрой технологии и технического творчества Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Вячеслав Тигр­ов, возглавляющий Липецкое отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). — На одной из выставок в Москве к нам подошли представители Чеченской Республики и в разговоре высказали желание получить приспособление, с помощью которого можно поить овец, пасущихся высоко в горах. Мы изучили все существующие виды водоподъемных устройств и остановились на идее поднимать воду за счет гравитации. Суть этого изобретения заключается в следующем. Вода из ручья тонкой струйкой поступает в определенную емкость. Она набирается до определенного уровня, приобретая вес. Под его действием емкость опускается и давит на насос. Он подает воду на высоту. В итоге, благодаря закону сообщающихся сосудов, без участия человека, только за счет небольшой энергии ручья, наше устройство действует постоянно.

Над этим изобретением работали восемь человек. В состав группы вошли и липецкие школьники, девятиклассница Мария Колотвинова и десятиклассник Глеб Селищев. Оба третий год занимаются в центре «Новатор». По признанию Маши, планирующей стать юристом-международником, изобретательство помогло ей подтянуть физику и математику. Глеб, нацеленный на архитектурный институт, убежден, что развивает навыки, которые непременно пригодятся в будущей профессии. «Подъемное устройство для воды» для Маши и Глеба — первое запатентованное изобретение.

Нужен патент

— Дети, которые занимаются изобретательством с начальной школы, имеют устойчивый интерес к техническим направлениям. 70 процентов из них поступают в соответствующие вузы. Ребятам постарше эти занятия помогают развивать нестандартное мышление. Сейчас есть предпосылки для того, чтобы более широко внедрить изобретательство в школьную среду. Это современное оборудование, методики, материалы. Необходимо лишь соединить производство и технологическое образование, — убежден профессор Тигров. — Сегодня есть реальный интерес к изобретательству и со стороны руководителей предприятий. Для того чтобы производство нормально развивалось, необходимо внедрять инновации, запатентованные разработки. Для этого из различных стимулирующих фондов можно получить до пятнадцати миллионов рублей. На производстве нет специалистов-изобретателей, а школьники и студенты способны их заменить и получить патент. Есть потребность в решении нестандартных задач и в других областях. Поиск аналогов, функционально-стоимостный анализ, мозговой штурм, морфологический анализ, теория решения изобретательских задач, синектика — эти методики полезны не только для технического изобретательства, но и для решения социальных, управленческих, общественных и бытовых задач. Поэтому у нас есть идея создать центр для обучения будущих руководителей детских инновационных объединений не только изобретательству, но и поиску решений творческих задач в комплексе. Кроме того, на своей кафедре мы разработали программу для специалистов производства. Она называется «Инновации — это просто».

По мнению Вячеслава Петровича, для развития изобретательства важна слаженная работа четырех систем: центра «Новатор», ВОИРа, Липецкого государственного технического университета, где можно получить исчерпывающую консультацию по техническим направлениям, Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, мастерские которого хорошо оснащены. В распоряжении будущих учителей технологии сегодня 3D-принтеры, фрезерный и токарный станки с числовым программным управлением, а также станки для лазерной и плазменной резки металла.

— Главным своим достижением в науке я считаю то, что нам удалось соединить технологическое образование с производством благодаря патенту, — не скрывает профессор. — Основная цель такого объединения — наладить работу со школьниками и студентами так, чтобы изобретения «выпекались», как плюшки.

Работа в комплексе

Идея комплексного решения проблемы изобретательства с участием школьников, студентов, учителей и руководителей предприятий принадлежит заместителю Вячеслава Тигрова в ВОИРе, липецкому предпринимателю Андрею Николаеву.

— Сегодня важно популяризировать движение изобретателей и рационализаторов в регионе. Для бизнеса это интересно в плане инноваций, — утверждает он. — Недавно министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу заявил, что даже в армии для развития инновационных направлений будут создаваться специальные роты. А у нас уже есть готовая база, но нет коммуникации для того, чтобы донести информацию до производства, где заинтересованы в оптимизации. Это направление может быть полезно как для новых предприятий, так и для тех, где производство хорошо налажено. Наша организация может содействовать в получении патента, который гарантирует дальнейшее развитие предприятия и выход его за пределы региона и России. А со временем на каждом производстве появятся свои специалисты-рационализаторы.

— Сегодня мало заниматься только обучением изобретательству, — итожит Вячеслав Тигров. — Нужно обеспечить, чтобы после окончания школы ребенок, выбравший техническое направление, мог продолжить свое развитие. Условия для этого надо создавать не только в ссузах и вузах, но и на предприятиях, чтобы умения и навыки молодого талантливого специалиста были востребованы и на производстве. Поэтому задача ВОИР — уже сейчас создать для молодых изобретателей такую среду, где они могли бы успешно развиваться, и привлечь к этому процессу ученых и производственников.

Вячеслав Тигров и Андрей Николаев убеждены, что изобретателей  должен поддерживать бизнес

Вячеслав Тигров и Андрей Николаев убеждены, что изобретателей должен поддерживать бизнес

Вячеслав Тигров и Андрей Николаев убеждены, что изобретателей  должен поддерживать бизнес
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных