Чт, 28 Января, 2021
Липецк: $ 74.86 91.15

Анатолий Гольцов: «Нужно работать не локтями, а головой»

Ирина Кобзева | 18.12.2020 08:55:00
Анатолий Гольцов: «Нужно работать не локтями, а головой»

Фото Липецкой ТПП

Центр поддержки экспорта Липецкой области вывел на международные рынки более 200 малых и средних компаний, которые работают со ста странами мира.

Итоги экспортной деятельности мы подводим с директором АНО «ЦПЭ Липецкой области», президентом Липецкой ТПП Анатолием Гольцовым.

— По суммам контрактов, заключенных липецкими бизнесменами, наш центр считается одним из лучших и эффективных в России. Что делает малый и средний бизнес конкурентоспособным на мировых рынках?

— Во-первых, это самый динамичный, активный и гибкий сектор экономики. Специалисты сходятся во мнении, что он легко адаптируется под внешнюю среду — санкции, пандемия — и подстраивается под изменения на рынке. Во-вторых, он оперативно нивелирует затраты и повышает свою привлекательность за счет хорошей цены и, бесспор­но, — высокого качества продукции. В странах с развитой экономикой — Германии, Италии, Франции, США — на МСП приходится от 60 до 80 процентов валового национального продукта. А доля экспорта в среднем составляет от 25 до 35 процентов, в Южной Корее — около 40, в США и Германии — более 40, в Китае — более 50 процентов. Задача России в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — нарастить долю экспорта МСП к 2024 году до десяти процентов против нынешних 8,6.

— Как справляется с этой задачей липецкий Центр поддержки экспорта?

— По итогам прошлого года наш центр занял 13 место среди 72 регионов РФ и вошел в двадцатку лучших (по оценке Российского экспортного центра). В 2019 году объем поддержанного экспорта в регионе составил 10,5 миллиона долларов — в два раза выше плановых показателей. В этом году, по данным на ноябрь, — 10,8 миллиона долларов. Рост есть, несмотря на сложную экономическую ситуацию и в стране, и в мире. В прошлом году с помощью нашего центра 34 компании заключили экспортные контракты (цифра выше плановой), в нынешнем году их число увеличилось до 43. 130 предприятий получают государственную поддержку и реализуют свои программы конкурентоспособности.

— Грибы растут после дождя, а экспорт чем нужно «поливать»?

— Заботой, вниманием и государственной поддержкой. Создавая сеть региональных экспортных центров, государство запустило стартер экспортной деятельности, обеспечив беспрецедентную финансовую и информационную поддержку субъектам МСП.

Липецкий Центр поддержки экспорта на основе государственно-частного партнерства с помощью федерального и регионального финансирования проводит маркетинговые исследования, позиционирует и рекламирует компании за рубежом, организует встречи и переговоры с иностранными партнерами, помогает в стандартизации, сертификации поставляемой на экспорт продукции, организует бесплатное участие субъектов МСП в российских и иностранных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, в бизнес-миссиях за рубежом.

От предпринимателей сегодня требуется лишь желание заниматься экспортом и наличие конкурентоспособной продукции, само собой. Все остальное, как видите, мы берем на себя. Я убежден, что бизнесу учатся всю жизнь, поэтому радуюсь, что в центре работают бесплатные образовательные программы, тренинги, семинары, школы, вебинары. В этом году, например, через региональный акселератор «Экспортный форсаж» прошли 25 предпринимателей — представители 13 малых и средних экспортно ориентированных компаний.

— Поддержка мощная. Кажется, что все предприниматели стройными колоннами должны идти в экспорт. Но все-таки узок круг этих «революционеров». Почему?

— Я его узким не считаю. Просто многие бизнесмены опасаются, стесняются позиционировать себя на международных просторах. Они довольны своими результатами здесь и сейчас, но бизнес требует развития, а излишняя скромность — это дорога в никуда. Нужно рисковать, идти вперед, не бояться пробовать новое. Пример — Светлана Пономарева, владелица «Сладкой феи». Начинала с тортиков, пирожных, конфет. В 2016 году по приглашению правительства побывала в Перу, договорилась о поставках какао-бобов для элитных сортов шоколада. Потом мы отправили ее в Амстердам. Познакомили с производителем французских сыров Владимиром Боревым, в кооперации они создали прекрасный продукт — сыр в шоколаде. А сегодня Светлана поставляет свою продукцию в Бельгию. Вот путь смелого, креативного бизнесмена. Или Юна Никишкина — делает развивающие игрушки и знаменитую «ЛИПуню» — липецкий бренд. С помощью Центра поддержки экспорта она получила аккаунт на торговой интернет-площадке «Али Баба» и вышла на международный рынок. Итальянцы, французы, немцы встали в очередь за ее азбукой для глухонемых. Сейчас Юна вышла в финал номинации «Молодой предприниматель» конкурса Конфедерации азиатско-тихоокеанских торгово-промышленных палат.

На последней крупной пищевой выставке WorldFood в Москве представители Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Китая были потрясены качеством продукции крестьянско-фермерского хозяйства из Задонского района «Вальковский Николай Сергеевич» — масло холодного отжима. Но до контрактов дело не дошло — предприниматель взял тайм-аут: наращивает производственные мощности, готовит необходимую разрешительную документацию и сертификацию производства.

— Анатолий Васильевич, с шоколадом, маслом и развивающими играми понятно, а что еще мы предлагаем иностранным партнерам? Из существенного...

— Много чего предлагаем. Знаете, случилась не революция, а эволюция — русскому качеству, а в нашем случае — липецкому, в мире доверяют. Подтверждение тому — наше присутствие в ста странах мира, куда мы отгружаем продукцию с добавленной стоимостью. «Стройнэт» поставляет инфракрасные приборы отопления в Европу, Казахстан, Беларусь. Станкостроители, помимо стран СНГ, связаны контрактами с Германией. Липецкие органические удобрения покупают в Дубае, Гане. Пластичные смазки, моторные масла — в Африке. Наши ребята уже думают, как с помощью центра наладить поставки страусиного мяса на Черный континент.

— А что ценят западные партнеры в липецких бизнес­менах?

— Сегодня нужно работать не локтями, а головой. Ведение бизнеса — это всегда искусство. А искусство — это умение вовремя убедить, поддержать, поблагодарить. Контракт не подпишешь без взаимной симпатии и интереса. Великий экономист Маркс говорил, что при отсутствии интереса была загублена не одна идея. Наши предприниматели поддерживают внимание к себе надежностью, основательностью, верностью слову, стабильностью и качеством продукции. Все клиенты ЦПЭ проходят через господдержку. А это как сигнал для иностранных партнеров — проверено, опасности нет, бухгалтерия открыта, сведения о продукции подлинные. То есть репутация сформирована. А ее, как и здоровье, легче поддерживать, чем восстанавливать. Вот так мы и работаем. На экспортном поле «пашет» наш активный липецкий бизнес. Спасибо ему за смелость и доверие к нам.

  На правах рекламы

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных