Вс, 31 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Триумф «Князя Игоря»

Нина Вострикова | 17.05.2016

На протяжении двух часов заполненный зрителями зал наслаждался уникальной постановкой, поражающей своей масштабностью: числом музыкантов, певцов и актеров. Яркие личности, интересные характеры, игровые сцены, музыка исконно народная и восточные мотивы буквально завораживали.

На сцене Липецкого областного Центра культуры, народного творчества и кино состоялась премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в концертном исполнении. Артисты Липецкой филармонии, струнный камерный оркестр «Русская классика», Липецкий симфонический оркестр и два камерных хора — Липецкий и Тамбовский имени Сергея Рахманинова под руководством дирижера спектакля, заслуженного артиста России Владислава Булахова исполнили сочинение, занимающее совершенно особое место в русской музыке.

Злополучный поход Игоря Святославовича, князя Северского, против половцев в 1185 году поэтически описан в «Слове о полку Игореве», безымянном памятнике русской литературы XII века. По задумке авторов, поставивших оперу на липецкой сцене, на первое место выходит эпическая тема — объединение русского народа. Основная мысль оперы: духовное величие русичей, их любовь к родной земле, стойкость в защите ее от врагов. Образ князя неразрывно связан с народом. Он мужественно идет «на брань с врагом Руси» и, плененный, мучительно печалится о том, что родина «стонет... в когтях могучих». В непростом образе его противника хана Кончака своенравие и жестокость сливаются с великодушием и благородством. А душевная глубина Ярославны, плачем-песней о любимом, о горе родной земли, далека от бурной страсти Кончаковны.

— Князь Игорь — это русский богатырь, могучий воин и защитник русской земли. Для меня эта опера — воплощение России, фундамент нашей истории. Я бы хотел донести до зрителей то, что мы не должны забывать. Партия князя — не только сложная, требующая психо-эмоциональной отдачи, но и экзамен для профессионального роста и перспективы, — признался лауреат всероссийского конкурса, исполнитель главной роли Игоря Святославича Сергей Блинков. — Сроки для постановки были сжатыми. Всего шесть репетиций.

Ярославну исполнила заслуженная артистка России Зинаида Карандакова.

— Ярославна — женщина, несущая светлое начало. Она — символ веры в своего мужа, в свой народ, — сказала в интервью «Липецкой газете» артистка. — Роль сложная, для меня это вершина творчества. Да и вся опера — это произведение необычайной силы и красоты. Когда я приступила к изучению партии, намеренно не слушала выдающихся артисток, исполнивших арию Ярославны.

Роль Кончака великолепно исполнил народный артист России Валерий Радченко.

Разлука супругов, «Плач» Ярославны, тяжелые раздумья князя Игоря в половецком плену сменяются лирикой любовных признаний, томной негой Кончаковны — дочери хана Кончака, побег из плена и, наконец, встречей князя и его жены и их совместное ликование — все эти волнующие сцены держали зрителей в напряжении и по завершении постановки вызвали бурные аплодисменты.

— Сначала репетировали вокалисты, потом присоединился симфонический оркестр. Конечно, времени всегда мало, — сказала директор Липецкой филармонии Наталия Мекаева, отвечая на вопрос, почему опера «Князь Игорь» была поставлена на липецкой сцене за достаточно короткий срок. — Я не сторонница того, чтобы сокращать ключевые сцены, арии, несущие большую смысловую нагрузку. Но, к сожалению, нам пока не удалось представить произведение во всей его многогранной полноте. Удовлетворение доставляет то, что мы вообще взялись за столь сложный материал. Соприкосновение с музыкой великого композитора — это уже радость. Конечно, премьера концертного исполнения оперы лишь начало работы над ней.

Постановку оперы в костюмах зрители увидят осенью в Концертном зале имени Тихона Хренникова.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных