Пт, 03 Апреля, 2020
Липецк: +2° $ 77.73 85.74

В маленькой стране большого танца

Елена Бредис | 10.12.2011

Сегодня уже невозможно подсчитать, сколько танцев за сорок два года она поставила на сцене областного Центра культуры и народного творчества: дети в коллективе от пяти до шестнадцати лет, и для каждой возрастной группы надо было придумать что-то свое, новое. Как тут сосчитаешь? Точно так же невозможно сказать, сколько ребят благодаря ей полюбили танец, и не просто танец, а прежде всего русский народный.

Уже не вспомнить всех детей, которые занимались в детском хореографическом ансамбле «Родничок», все страны, которые объездил этот уникальный коллектив. А сколько воспитанников продолжили обучение и стали профессиональными танцорами и балетмейстерами? А сколько ее учеников сегодня преподают в музыкальных школах и студиях нашей области? В юбилей принято подводить итоги в точных цифрах, но в данном случае это просто невозможно. Скажем так: настоящая хореография в нашем крае началась с Шелякиных и благодаря им.

Правда, сегодня свой юбилей отмечает создатель «Родничка» Галина Павловна Шелякина, но вся ее жизнь — творческая, профессиональная, семейная — неразрывно связана с супругом, партнером, коллегой и верным спутником Валерием Серафимовичем.

— Мы познакомились в танцевальной группе хора металлургов, и с того самого дня не расставались. Мы друг для друга и главные советчики, и главные критики. С того момента, как были созданы коллективы «Родничок» и «Раздолье», первым зрителем каждой новой постановки у Валеры была я, а у меня — он.

— И вы всегда соглашались с замечаниями друг друга?

— Ну бывало, что и спорили далеко за полночь, но ведь это творческие споры, в которых нет обид, нет злости. Зато после этих споров всегда рождались самые интересные решения, а потом возникали самые интересные постановки.

— Но ведь художественный руководитель ансамбля — это все равно что режиссер в театре. А говорят, что все режиссеры — диктаторы с железной волей. А тут в одной семье два человека с железной волей и при этом счастливо живут вместе почти полвека. Как вам это удалось?

— Все правильно, руководитель ансамбля в чем-то должен быть диктатором, а иначе просто не будет дисциплины. Но не надо забывать, что у нас были разные коллективы и что свои «железные характеры» мы проявляли только в работе. Всё, что за пределами коллективов, — это творческий союз, причем очень счастливый. Кроме того, «Родничок» изначально питал «Раздолье», как все роднички питают реки. Мы с Валерием Серафимовичем всегда говорили, что очень трудно обозначить границу, где заканчивается «Родничок» и начинается «Раздолье».

— Меня всегда удивляло, с каким удовольствием бежали дети к вам на репетиции, а ведь это был огромный и тяжкий труд. Но они готовы были идти в любую погоду, на дополнительные занятия, даже с температурой. И я хорошо знаю, что в этом не было никакого насилия и принуждения.

— А тут все дело в воспитании. Это ведь сейчас стали говорить, что воспитывать должна исключительно семья, а образовательные учреждения только «оказывают услуги». В «Родничке» воспитательный процесс был и, надеюсь, останется на первом плане. Железное правило «нельзя подвести коллектив» дети начинали усваивать с первых своих шагов в ансамбле. Ты пропустил несколько занятий, работал в «полноги»? Значит, на очередной репетиции вся группа будет не разучивать новые движения, а отрабатывать вместе с тобой старые, которые ты недоучил. Поэтому, если даже ребенок из-за болезни пропустил репетиции, то потом все ребята кидаются к нему научить, показать, помочь. Вот эта взаимоответственность и взаимовыручка всегда были «фирменным знаком» «Родничка».

— Вы еще не добавили: великолепный уровень исполнения и блестящие постановки. Но у вас, наверное, были свои «звездочки», которым все легко удавалось с первого раза?

— При наличии любого таланта искусство — это огромный труд. А «звездная болезнь» особенно опасна в детском возрасте. Причем чаще всего она проявляется в том, что одаренный ребенок начинает лениться, пропускать занятия, отвлекаться на репетициях. Вот такого я не прощала. Как только замечала первые признаки болезни, сразу же переставляла «юную звезду» во второй ряд. Зато трудолюбивый и дисциплинированный «середнячок» запросто мог стать солистом. Поэтому дети твердо усваивали: хочешь добиться результатов — трудись, не жалея сил. Успех легким не бывает. Почему всегда говорили, что самодеятельный коллектив «Раздолье» работает на высокопрофессиональном уровне? В том числе и потому, что в него приходили ребята, воспитанные в «Родничке». Мы всегда с Шелякиным делали общее дело, врозь мы бы эти коллективы просто не создали.

— Насколько я помню, репетиции у вас с Валерием Серафимовичем не совпадали ни по вечерам, ни по выходным, поскольку репетиционных залов в Центре не хватало. Многие супружеские пары из-за этого давно бы распались. Ну, знаете, как это бывает: муж вынужден сам разогревать себе ужин, сидеть вечером в одиночестве. А вот вы сумели сохранить и пронести любовь через столькие годы…

— Надо же, а мы даже не заметили этих «бытовых неудобств»… Наверное, потому, что кроме любви друг к другу у нас еще была огромная общая любовь к профессии, к танцу. Нас вообще быт мало волновал, мы жили искусством, и это было главное. Я ведь первая настояла на том, чтобы Шелякин поехал учиться в Москву, причем на очное отделение. А нашему сыну Алексею тогда было всего три года. Зато Валера получил диплом, в котором было написано «режиссер балета».

— И как же вы остались одна с маленьким ребенком?

— А Алеша так и рос в хореографическом зале. Даже больного приходилось водить его с собой на репетиции. Он знал, что нельзя мешать, нельзя отвлекать, — тихонько сидел и внимательно смотрел. А потом дома пытался повторять и копировать. Понятно, что затем он танцевал в «Родничке», студии, «Раздолье». Честно говоря, мы не хотели, чтобы сын пошел в нашу профессию — уж очень она тяжелая. Но он сам сделал свой выбор помимо нашего желания. И тоже, кстати, до сих пор не пожалел.

— Галина Павловна, а вы с Валерием Серафимовичем не ощущаете себя последними могиканами со своей любовью к народному танцу?

— Когда «Раздолью» или «Родничку» рукоплескали огромные залы, когда коллективам давали высокие награды, когда ими восхищались и в Европе, и в Америке, такого ощущения не было. А сейчас… смотрю я по ТВ выступления ансамблей в стиле «а ля рюс» или просто на потребу публике… Ну, конечно, грустно. Но я все равно убеждена, что подлинная поэзия народного танца будет востребована. Хотя бы потому, что наши воспитанники сегодня сами работают с детьми. Потому что нашими стараниями в областном колледже искусств создано хореографическое отделение, мы два года этого добивались. Согласитесь, это уже немало.

Наша справка

Галина Павловна Шелякина — заслуженный работник культуры, кавалер орденов Дружбы народов и Знак Почета, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» и знаком «За заслуги перед Липецкой областью». Созданным ею детским хореографическим ансамблем «Родничок» руководила сорок два года. Сегодня этот ансамбль носит имя Галины Павловны Шелякиной.

Журналисты Издательского Дома «Липецкая газета» сердечно поздравляют Галину Павловну с юбилеем! Спасибо вам за все, что вы сделали!

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных