Чт, 21 Февраля, 2019
Липецк: $ 65.86 74.68

Всё ли мы сказали о любви...

Александр Бойников | 09.02.2019 10:15:00
Всё ли мы сказали о любви...

Иллюстрация к повести «Розовая скатерть». Рисунок Виктора Нелюбова

Прозу, поэзию и драматургию, вошедшую в четвертый выпуск журнала «Петровский мост» за 2018 год, прочной нитью связала тема, название которой вынесено в заголовок обзора. Вряд ли это оказалось случайным: в любви заключается и смысл жизни человека, и красота мира, и высшая ступень их совершенства…

О великой иллюзии

Прозаическая часть журнала представлена в основном любовными историями, хотя правильнее, наверно, сказать — рассказами о любви. Объединяет их всех оригинальность сюжетов (как не вспомнить хрестоматийное «…каждая несчастливая семья несчастлива по-своему») и в то же время известная типичность, благодаря которой каждая история найдет свой отклик у читателя.

Так, в центре рассказа (по сути, наброска к повести) «Парус одинокий» Михаила Коноплева — забубенный герой-вор, в конце концов готовый поставить крест на преступной деятельности, но психологическая мотивировка такого шага могла бы быть более тщательной. Его же «Влюбленный Шаляпин» подталкивает к мысли о том, что любовь наделяет добродушием и отзывчивостью даже тех, кто просто становится ее свидетелем.

Несостоявшееся или утраченное любовное чувство образует нерв рассказов «Не откупился», «Мистер Коньяк» и «Плакала горько вдова» Алексея Колядова. Первый повествует о сломанной судьбе, и похожими ситуациями наша жизнь (объективно или к сожалению) очень богата. Действие второго — о навсегда разрушенной изменой крепкой семье — развертывается на грустном фоне погибающей российской деревни. Третий рассказ еще более трагичен. Здесь автор подметил народное «оправдание» без меры пьющего человека: не алкоголик, а «слабый, дескать, на водку».

Дебют в журнале Ивана Лубенникова — повесть «Розовая скатерть» — смело назову успешным. Он тонко и с достоверной степенью психологического изображения воплотил быстротечность тихого семейного счастья, обретенного на склоне лет главным персонажем повести — лесником Филиппом Андреевичем, который для себя уже навсегда решил, что «его жизнь схватилась, как цементный раствор, и к ней уже не приморозить никогда ни другие дела, ни другие привычки, ни тем более другую, такую же одинокую, душу». Однако его пылкое и искреннее отношение к случайно встреченной, придавленной постперестроечным «рынком» еще молодой женщине, налаженный быт и душевный лад в одно мгновение разбил похотливый самец. А дальше сплетается цепочка из звеньев вселенской несправедливости…

В «Розовой скатерти» запоминаются описания природы (ведь автор не только писатель, но и художник), неторопливые, иногда витиеватые, колоритные.

Рассказы Игоря Чичинова под общим заголовком «Вспомнить все» выделяются притчевым характером, элементами условной прозы, в том числе ирреальным перемещением действующих лиц во времени и пространстве. Ждет читателя и малая проза — «Море» Бориса Бужора и «Три белых гвоздики» (правильная форма здесь «белые») Александры Булавиной.

Драматургия заняла в выпуске почти четверть его объема. Елена Баранчикова написала довольно-таки растянутую пьесу «Первая любовь» по мотивам одноименной повести, стихотворений в прозе и оперетт Ивана Тургенева, а реплики персонажей наполнила стихотворениями Поля Верлена и самого писателя. Однако разбираться в ее ассоциативных хитросплетениях, особенно если учесть время и контекст создания задействованных автором произведений, будет трудно. Поэтому вопрос, с какой целью произведено на свет сие (любопытное, впрочем) постмодернистское попурри, остается открытым. Признанную классику оно определенно не улучшило.

Откровения о вечном

Вновь порадовал поэтический сегмент журнала. Название подборки «Откровенье из нетленных слов» Наталии Демчевой во многом раскрывает сущность ее творчества. Откровения о поэтах и поэзии переходят в философскую медитативность: «Сосны и ели пилой искалечены, // Пышной языческой трапезой встречены. // Дни обезличены. Вспышкой засвечено // Ветхое марево… Млечное. Вечное». Вызывают восхищение ее изумительная природная метафорика с красочностью деталей: «Потускневший ноябрь // Лунной патокой вымостит улицу. // Мелким бисером рябь // Потревожит незрелую лужицу…»

Анна Харланова украсила страницы любовной лирикой, в которой высшее из чувств переливается грустью, призывностью ожидания и даже легкой иронией:

Не ври себе! Любить — совсем не дар.

Любовь такая не дается даром.

Мой друг, ты лет на десять опоздал

И с серенадами, и с сеновалом.

Поэтический голос еще одной дебютантки «Петровского моста» Ирины Квеквескири — свежий и трогательно-убедительный, хотя общих мест и распространенных образов ей пока не удалось избежать. Требует своего совершенствования и словесная сторона: например, рифма «отошел — пришел», тавтология в сравнении «словно половодья воды» — явные стилистические дефекты.

Подборка Татьяны Скрундзь носит многоговорящий заголовок «Сны по Фрейду». Включенные в нее стихи написаны лихо, с интеллектуальным нажимом, нагружены культурологическими реалиями; в поэтике есть блестки раннего русского футуризма. Думается, однако, что далеко не каждый сможет декодировать фрейдистские сновидения:

Несовершенные вещи

В несовершенных людях

Свершают ряд обстоятельств

Несовершенных идей.

Психопатии вещие

В реальности их сиятельств

Стелют инсайтам прелюдии

О поэтах и писателях

Третий блок журнала начинается с основательного и весьма интересного литературно-краеведческого исследования Эммы Меньшиковой о поездке Марины Цветаевой в город Усмань (тогда Тамбовской губернии, а ныне Липецкой области) в сентябре 1918 года за продуктами для голодающих дочерей. С опорой на очерк поэтессы «Вольный проезд» и исторические факты автор не только подробно восстановила обстоятельства пребывания поэтессы в Усманском уезде, но и нарисовала картину отравленной свободой России — с бесчинством прод­отрядов, голодом, всеобщим произволом. Дополнили очерк стихотворения Марины Цветаевой, «написанные перед поездкой, в пути и во время пребывания в Усмани, а также по следам этого путешествия», и посвященный ей небольшой поэтический цикл самой Эммы Меньшиковой.

Под рубрикой «Критика и литературоведение» опубликованы информативно емкие критические заметки Татьяны Двуреченской, очень хорошо раскрывающие специфику прозы Татьяны Щегловой, и предисловие Олега Шаповалова к его будущей книге «Смерть поэтов. Предсказавшие свой уход», в которой есть уже 20 имен, хотя «на самом деле их гораздо больше». Автор, используя ряд широко известных источников, развернуто пишет о двух из них — Михаиле Лермонтове и Николае Гумилеве.

Виктор Страхов в отчете о юбилейной презентации журнала, состоявшейся в Москве в конце сентября прошлого года, особо выделил его роль в консолидации литературных сил, в налаживании творческих контактов с другими российскими городами и регионами. Завершают номер веселые «зимние» стихи для детей Любови Малинкиной и афоризмы Михаила Маскаева — проницательные, парадоксальные, ироничные и, конечно, заставляющие задуматься, к примеру: «Лень — это состарившееся намерение».

Но, убежден, к читателям и авторам «Петровского моста» это не относится, ибо они — всегда труженики.


Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных