Вс, 19 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.56 72.37

Умным устройствам — грамотные пользователи

Олеся Скворцова, lazis2@list.ru | 15.03.2019 06:48:28

Молодая женщина приобрела в Интернете одежду для своих детей. Пришедший по почте товар не подошел по размеру, и покупательница решила обменять его. Интернет-продавец и слушать ее не захотел, а ссылка на Закон о защите прав потребителей в данном случае не подействовала.

Оказалось, соблазнившись яркой обложкой сайта и привлекательной ценой, липчанка не обратила внимание на то, что приобретает товар у обычного гражданина. Теперь ей предстоит судебная тяжба и сбор доказательств, и не факт, что процесс завершится в ее пользу. И таких примеров, к сожалению, сотни.

— Всемирный день защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, — хороший повод еще раз обратить внимание на проблему взаимоотношений покупателя и продавца, особенно в связи с бурным развитием цифровых технологий, — считает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Ольга Хромова.

Интернет-магазины сегодня набирают популярность, и конфликтные ситуации при совершении дистанционных покупок случаются все чаще. Наверное, многие помнят нашумевшие истории в сети, как вместо модного смартфона по низкой цене покупатели получали по почте обычный стакан. Деньги отправлены, товар пришел не тот или вообще не доставлен, достучаться до продавца невозможно — указанные телефоны не отвечают, а сайт-однодневка закрыт...

Кто виноват? Прежде всего, сам потребитель, не ознакомившийся хотя бы с минимальным набором достоверной информации, например, юридическим и фактическим адресом магазина и его ИНН. Если эти данные имеются, проще предъявить претензию и заручиться помощью Управления Роспотребнадзора. К слову, только в 2018 году в результате участия его сотрудников в судебной защите граждан 97 процентам истцов-потребителей восстановили права, в их пользу было присуждено более 3,6 миллиона рублей.

Приобретая современные смарт-уст­ройства, первым делом нужно думать не о новых возможностях гаджетов, а о своей безопасности. В этом уверен заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роман Бирюков.

По его мнению, к понятию «умных устройств» сегодня не помешало бы добавлять слово «слишком»: эти мини-компьютеры способны собирать информацию о вас (персональные данные потом используются в навязчивой адресной рекламе). А функционал их настолько велик, что ничего не стоит, пробуя возможности смартфона, подключить ненужные платные услуги.

Пожилой человек не обратил внимания на всплывающие окна, дети, играя, нажали не туда, не заблокированный сенсорный экран от случайного прикосновения сам подключился к рассылке, а молодой человек проигнорировал чтение инструкции, предпочтя им консультацию друга, который уже освоил подобный гаджет…

Итог — минусовые балансы и огромные долги. Вывод логичен: у «умного» устройства должен быть грамотный пользователь.

ФАКТ

    В 2018 году граждане получили более десяти тысяч бесплатных консультаций по восстановлению прав и разрешению конфликтных ситуаций, из них около 1500 касаются мобильных телефонов. Разработано 18 памяток, в которых отражены ответы на часто задаваемые вопросы.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных