Пт, 15 Ноября, 2019
Липецк: +3° $ 63.85 70.42

У маэстро всегда есть идея

Ольга Шкатова | 07.11.2019 08:05:00
У маэстро всегда есть идея

Фото Сергея Кожевникова

Свой юбилей Василий Самарин отметит на сцене

Он самостоятельно изу­чил нотную грамоту. Освоив кларнет в духовом оркестре сельского Дома культуры, без подготовки поступил в музыкальное училище. Играл с разными коллективами, дирижировал и преподавал, призывая учеников превосходить в мастерстве своего учителя. Немало поездил по стране, но вернулся к родным пенатам и создал коллектив, с которым сегодня выступают известные исполнители и дирижеры.

Это штрихи к портрету художественного руководителя и главного дирижера Липецкого государственного духового оркестра, заслуженного работника культуры РФ Василия Самарина, который готовится встретить 60-летний юбилей.

Про сюрпризы для публики

На каждой встрече с этим коллективом зрителей ждет сюрприз, тщательно подготовленный и отрепетированный музыкантами.

— Мы исполняем музыку разных жанров и эпох, от классики до джаза, потому что у нас разноплановая аудитория, — рассказывает Василий Александрович. — В зал приходят люди разных поколений, и у каждого свои эстетические потребности. Я учитываю это и составляю программы таким образом, чтобы звучало все понемногу. Конечно, если приезжает Вадим Эйленкриг, мы исполняем джаз. С Сергеем Колесовым звучала классика и эстрадная музыка. С саксофонистом Алексеем Зиминым и трубачом Владом Лавриком — только классика. Очень влияют на развитие уровня мастерства музыкантов и вокалисты. На открытии концертного сезона с нами выступили солистка Центрального военного оркестра Минобороны России Светлана Ильина, исполнившая песни народного плана, и солист арт-проекта «ТенорА ХХI века» заслуженный артист РФ Александр Захаров. В его репертуаре и классические произведения, и песни Евгения Мартынова, и Карела Готта.

Про профессиональный рост

С особым чувством рассказывает Василий Самарин о своих коллегах, которым с удовольствием уступал место за дирижерским пультом.

На открытии второго концертного сезона Липецким государственным духовым оркестром дирижировал главный военный дирижер России, художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, народный артист РФ, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Он поддержал идею Самарина создать в Липецкой области музыкальный фестиваль под названием «Соборная площадь», обещал помочь и словом, и делом.

Было это в октябре 2016-го года. А в декабре Валерий Халилов погиб в авиационной катастрофе, направляясь с коллективом в Сирию. Липецкие музыканты почтили память о маэстро концертом, где прозвучали его произведения.

— Много таких людей, с которыми встречаться и приятно и интересно, — размышляет Василий Александрович. — Когда разные подходы и требования у дирижеров, музыканты развиваются. К своему руководителю они привыкают. А когда приезжает гость, надо быть более собранными. Конечно, программа присылается и готовится заранее. Но перед концертом обязательно проходит с приглашенным маэстро репетиция, и надо быть предельно внимательными. Это помогает оркестру расти.

Про кларнет

Василий Александрович часто уносится мыслями в далекое детство, где начался его путь на музыкальный Олимп. Вырос он в Новой Деревне Липецкого района. У четвертого по счету Василия было трое братьев и сестра. Жили дружно, стараясь во всем походить на родителей.

Мама, Мария Михайловна, и папа, Александр Васильевич, воевали. Она была переводчицей в партизанском отряде на родной Полтавщине. Он служил в танковой дивизии. Там и познакомились. Отец дошел до Будапешта и вернулся к запавшей в самое сердце Маше. В родные края Александр Самарин вернулся с женой и двумя старшими сыновьями. Для Марии Михайловны нашлось место учителя немецкого языка в местной школе. Глава семейства стал работать на автогрейдере в Липецке.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Васи Самарина, не затей Геннадий Крупиткин создание в сельском Доме культуры детского духового оркестра. С этого все и началось.

— Геннадий Семенович прослушал нас и распределил на инструменты. Я немного играл на баяне. Старший брат учился музыке, но нехотя, а мне это казалось интересным. Так мне достался разбитый, немецкой системы, кларнет, — вспоминает Василий Александрович.

Про профессию

Именно Крупиткин рекомендовал Василию поступать в музучилище после восьмого класса. Мама, мечтавшая о том, чтобы сын-отличник учился в политехническом институте, была категорически против. Отец держал нейтралитет, но твердо сказал, что ответственность за принятое решение сын будет нести сам. Так без подготовки в музыкальной школе, с небольшим репертуаром сельского духового оркестра Василий стал студентом Липецкого музучилища, поступив в класс к Николаю Гераськину.

Уже на третьем курсе прилежный студент стал лауреатом регионального конкурса юных исполнителей. А на госэкзамене по специальности получил пятерку с плюсом и направление в вуз. Для дальнейшей учебы заодно с товарищем отправился в Петрозаводский филиал Ленинградской Ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, где преподавала вся профессура из Северной столицы.

После консерватории проходил срочную службу в Петродворце в оркестре Ленинградского высшего общевойскового командного училища имени С.М. Кирова. Там Самарин принял предложение стать военным дирижером и получил первое офицерское звание.

Для продолжения службы в качестве начальника военно-оркестровой службы Вологодского гарнизона Василий Александрович отправился уже вместе с женой, Татьяной, с которой познакомился в Петродворце.

Про студентов

Карьере военного дирижера не суждено было состояться: Самарин попал в первую волну сокращений из армии. Но такое стечение обстоятельств положило начало новой эпохи в жизни музыканта. Он стал преподавать в Вологодском музыкальном училище. А через год,
в 1990-м, оформив перевод, вернулся в Липецк. Энергичный и знающий педагог почти сразу возглавил предметно-цикловую комиссию духовых инструментов.

— Работа со студентами всегда очень привлекала, — признается Василий Александрович. — С ними не только не стареешь, а и учишься успевать за временем, овладевать современными технологиями, мыслишь по-другому совершенно.

Про оркестр

Преподаванию Самарин отдал четверть века, совмещая его с концертной деятельностью. Строгий педагог и требовательный музыкант, на протяжении многих лет он выступал с липецкими симфоническим и джазовым оркестрами. Кроме того, почти 30 лет Самарин является главным дирижером областного сводного духового оркестра, который нередко выступает на масштабных праздниках. Поэтому неслучайно именно ему предложили создать новый коллектив.

— С удовольствием взялся за создание духового оркестра, потому что знаю практически всех наших музыкантов, — говорит худрук. — Но, когда речь идет о профессиональном коллективе, требуется другой уровень. Работая со студентами, я ставил задачу научить их играть в оркестре, взаимодействовать в ансамбле. А в профессиональном коллективе важен уровень игры, а он зависит от мастерства музыкантов. И партнерство здесь архиважно. В нашей профессии нельзя останавливаться. Репетиции в коллективе — это одно. А надо еще и индивидуально заниматься на инструменте, как в студенческие годы.

    Вместо послесловия

    Сегодня Василий Самарин вместе с оркестром готовится к юбилейному концерту и, конечно, ждет гостей. Один из них — младший брат, Александр Александрович. Он тоже стал кларнетистом. Почти 30 лет служил в военном оркестре, а выйдя в отставку в звании старшего мичмана, преподает в одной из музыкальных школ Северной столицы. Приедут на праздник и дети. Светлана и Александр выбрали профессии, не связанные с искусством, и обосновались в Москве. Скорая встреча с близкими особенно греет душу Самарину.

Липецкий духовой оркестр исполняет музыку разных жанров и эпох, от классики до джаза. Фото из архива Василия Самарина

Липецкий духовой оркестр исполняет музыку разных жанров и эпох, от классики до джаза. Фото из архива Василия Самарина

Липецкий духовой оркестр исполняет музыку разных жанров и эпох, от классики до джаза. Фото из архива Василия Самарина
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных