Вт, 19 Февраля, 2019
Липецк: -10° $ 66.25 74.91

«Цифра» включается в работу

Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru | 30.01.2019 06:36:44
«Цифра» включается в работу

Коллаж Андрея Исупова

Термин «цифровизация экономики», возможно, пока еще не всем понятен. А между тем за ним — конкретные механизмы упорядочения всех процессов, идущих в отраслях, в сферах жизнеобеспечения. В перспективе область должна перейти на Интеллектуальную систему управления (ИСУ) всей территорией.

Сегодня по этому пути уже идут в областном управлении дорог и транспорта, где, как известно, успешно реализован проект оплаты проезда в общественном транспорте с использованием транспортных карт. Но задача гораздо масштабнее. Цифровизации будут подвергнуты все процессы в транспортном обеспечении и дорожном строительстве. Как это будет происходить?

Кадры, структура, результат

— Перед нами после девяностых годов прошлого века стояло немало сложнейших задач, — напомнил недавнее прошлое начальник ведомства Валерий Елфимов. — Все усилия были направлены на стабилизацию отрасли. Сегодня ключевым направлением является ее развитие, создание условий для перехода на качественно иной уровень. А для этого необходимы подготовленные кадры. Эту проблему мы решаем совместно с образовательными учреждениями (ЛГТУ и колледжем транспорта и дорожного хозяйства) — их выпускники готовы пополнить ряды коллективов дорожных предприятий, но смена поколений идет не так гладко, как хотелось бы.

Кроме кадрового потенциала, необходимы структурные изменения. В регионе создано госучреждение, занимающееся непосредственно дорогами, — Дорожное агентство Липецкой области, а также организация, отвечающая за информатизацию, — Агентство автомобильного транспорта. Именно здесь набираются опыта молодые специалисты, которым предстоит решать вопросы цифровизации транспортной и дорожной отраслей. То есть появились инструменты, благодаря которым отрасль должна перейти на совершенно иной уровень организации.

В автоматическом режиме

Что имеется в виду? Сегодня, например, под автоматизированным контролем находится 78 процентов сетей дорожного освещения, но уже в первом квартале будут завершены работы по стопроцентному круглосуточному контролю за их использованием в автоматическом режиме — и светильников, и всего комплекса систем освещения. А значит, возрастает оперативность устранения неполадок, обеспечивается прозрачность проведения работ.

Дорожная техника полностью оснащена датчиками системы ГЛОНАСС, позволяющими контролировать каждое транспортное средство, занятое в технологическом процессе.

В зимний период, например, можно четко проследить, чистился или нет тот или иной участок дороги. То есть ситуация всегда прозрачна и контролируема.

Однако только датчиками ГЛОНАСС не обойтись. Чтобы снегоуборочная техника вела очистку дорог качественно, нужно, чтобы она шла с определенной, нормативной скоростью, а антигололедный состав наносился по установленной технологии. И здесь также поможет цифровизация — специальными датчиками оснащаются все рабочие механизмы снегоуборочной техники. Информация, идущая с них, поступает в базу данных и дает возможность оценить качество работы, количество антигололедного реагента, нанесенного на единицу дорожного полотна.

Все технологические процессы, ведущиеся в отрасли, в перспективе будут также оцифрованы. Есть, например, проблемы при строительстве или ремонте автодорог с качеством использованных материалов. Вроде все сделано нормально, но проходит время, и дорога уже не соответствует требованиям. Значит, была нарушена технология или использовались не соответствующие стандартам материалы. Здесь также нужен контроль, чтобы исключить условия для махинаций: ведь можно в документах указать один материал, а поставить другой, некачественный.

Входящий контроль позволит закрыть и поставку «левой» продукции на проведение работ. Датчики, установленные на погрузчике, в состоянии распознать фракцию щебня, место, откуда его привезли, когда, в каком объеме и куда он был поставлен. Информация также идет в базу данных, где соответствующим программным обеспечением отслеживается вся технологическая цепочка. Таким образом, компьютеризированные процессы обеспечат серьезную экономию бюджетных средств.

— Ставится задача оцифровки всех технологических процессов в дорожной отрасли, — говорит Валерий Елфимов, — в том числе складского учета, бухгалтерии, логистики и многого другого. Все законодательные акты, которые лежат в основе нашей деятельности, также будут заложены в программе, чтобы любое нарушение было увязано с нормативной базой. Подход жесткий, но акт выполненных (или невыполненных) работ всегда будет четко обоснован. В том числе и в суде, если придется разрешать конфликт с исполнителем работ таким образом. Это пока планы на ближайший период. Через год-два они воплотятся в конкретные решения. Скептикам можно напомнить: мало кто верил, что система безналичной оплаты проезда возможна. Но она работает!

Кстати, вскоре транспортные карты будут дополнены банковскими. Это позволит охватить сегмент пассажиров, которые платят наличными. Сейчас эта схема внедряется в Липецке и Ельце. Дальнейшее развитие системы оплаты проезда — минимизация использования бортового оборудования, создающего очереди при входе. Его заменят стикеры, расклеенные в салоне: оплатить проезд можно будет через смартфон или банковскую карту.

Каждому нужен свой «Кулон»

— Сегодня мы активно занимаемся организацией освещения дорог, — добавляет директор дорожного агентства региона Александр Лыткин. — Реализуется проект «Кулон». Система позволяет полностью исключить человеческий фактор в приемке работ и содержании линий освещения магистралей. Данные по расходу электроэнергии, работе линий снимаются автоматически, регулируется освещение от времени светового дня.

Внедряется система метеоинформа­тирования, которая также включается в автоматизированную систему управления и контроля за содержанием линий. Эта система сама будет отдавать команды на принятие управленческих решений. Предприятия, занятые зимним содержанием дорог, получают с метеостанций данные о наличии осадков, и система направит нужное количество техники на тот или иной участок, проконтролирует качество выполненных работ. Ключевое звено системы — дорожная лаборатория. С ее помощью в течение двух лет будут оцифрованы все дороги области, создана база данных, в том числе фото-, видеоматериалы. Влияние человеческого фактора при проведении работ будет исключено полностью.

      

    Важно

    — Программа цифровизации дорожной отрасли рассчитана на трехлетний период, — говорит Валерий Елфимов. — Сегодня в тестовом режиме идет апробация датчиков контрольных органов механизмов техники. В течение весны-лета мы планируем провести их закупку и установить на все машины, задействованные в работе по содержанию дорог в осенне-зимний период. Подрядчик, таким образом, будет получать финансирование не за свои заложенные объемы, а за практически выполненные заказы. Этот опыт станет примером для цифровизации других отраслей экономики, составной частью «электронного правительства» региона.


Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных