Сб, 25 Мая, 2019
Липецк: +17° $ 64.49 71.84

Родина Есенина в гостях на родине Бунина

И. Неверов | 13.03.2019 05:39:16
Родина Есенина в гостях на родине Бунина

Фото Николая Черкасова

Идея этого проекта подсказана… нашей газетой. Однажды сотрудникам Дома Мастера попал в руки один из номеров 1957 года. И там была публикация о масштабной выставке в Липецке с участием ни много ни мало трехсот художников.

А регион-то был даже не молодой — новорожденный. Откуда здесь взялись столько живописцев, графиков, скульпторов? Ответ очевиден: еще недавно они называли себя воронежцами, курянами, орловчанами, рязанцами и жили в местах, вошедших в состав Липецкой области.

Так и возникла мысль: в честь ее 65-летия напомнить липчанам об этом. О том, как у нас переплелись, соединились творческие школы, традиции, достижения мастеров нескольких сопредельных территорий.

Первая такая экспозиция подготовлена в содружестве с рязанским художественным музеем. Он один из старейших в России, существует сто с лишним лет и носит имя академика Ивана Пожалостина. Иван Петрович, крестьянский сын, был блестящим графиком, за свои гравюры получил высочайшую благодарность императора Александра Второго.

Для Дома Мастера наши партнеры из двенадцати тысяч хранящихся у них произведений придирчиво отобрали сорок. Но при всей камерности выставки постарались познакомить нас не только со станковыми работами, но и с керамическими шедеврами из Скопина, и с нежнейшей вышивкой. А вот временные границы обозначены четко: конец пятидесятых — семидесятые годы минувшего века.

Всматриваясь в холсты, понимаешь, какой плодотворной была та эпоха для художников. Нет, вы не увидите дерзкого андеграунда, авангардистских композиций, подражаний, допустим, Энди Уорхолу. Тем не менее соцреалистический канон уже не столь жестко препятствовал свободному поиску. Творцов уже не так страшили обвинения в формализме и низкопоклонстве перед буржуазным западным искусством.

Кто-то начал писать вольные натюрморты, ориентируясь на открытия Поля Сезанна. Кто-то радостно и пастозно создавал полотна со связками бубликов, фруктами, хлебом, винными бутылками «в духе лавочных вывесок» (именно так определил автор свою манеру). Кто-то, не изменяя реалистическому подходу, уходил от показного оптимизма. И тогда, к примеру, изображение немолодой женщины с двумя звездочками Героя Соцтруда лишалось парадности и пафосности. Оно не годилось для Доски почета. Перед нами был просто уставший, муд­рый, многое переживший человек. По соседству с пейзажем, где опять же без всякой помпы запечатлена Рязанская ГРЭС, — обычные, отнюдь не образцово-показательные сельские улочки, дома, дворы с поленницами.

В сущности, это история трех десятилетий отечественного искусства в миниатюре. И смысл его эволюции можно свести к строчке: путь к правде, путь к человечности, путь к искренности.

На церемонии открытия, разу­меется, прозвучала благодарность приехавшим в Липецк посланникам рязанского музея. Подчеркивалось: наше сотрудничество можно считать доброй традицией. И оно будет продолжаться.

    Кстати

    Что касается нынешнего начинания, то осенью предполагается подобная же выставка из собрания воронежского музея имени Ивана Крамского.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных