Вт, 17 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Пошли на взлет

Александр Волобуев, Михаил Калмацкий | 12.09.2019 06:13:30
Пошли на взлет

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Авиабилеты по итогам 2019 года подорожают на 9–10 процентов, рассказали «Известиям» в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). С таким прогнозом согласны эксперты ВШЭ и ГосНИИ гражданской авиации. Объективные факторы, в частности, подорожание авиакеросина, заставят компании поднять цены в указанных пределах. При этом механизм компенсаций перевозчикам в случае резкого роста цен на топливо (демпфер) в АЭВТ и авиакомпаниях считают малоэффективным. Начиная с III квартала из-за «низкого сезона» в авиаперевозках цены могут снизиться, но глобальных предпосылок к снижению стоимости перелетов в долгосрочной перспективе нет, уверены эксперты.

Ускоренный рост

В 2018-м году операционные убытки российских перевозчиков составили около 54 миллиардов рублей. При этом в I квартале, по данным АЭВТ, авиакомпании уже потеряли 45 миллирдов рублей, что на 32 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Авиакомпании получают прибыль во II и III квар­талах, а I и IV — всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается, — добавил Борис Шокуров.

Глава научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд пояснил, что объективные предпосылки рынка — резкий рост стоимости авиакеросина за 2018 год, продолжающееся увеличение цен на аэропортовое обслуживание — заставят авиакомпании повышать цены в указанных пределах. Эксперт добавил, что тактика перевозчиков по максимальному сдерживанию цен, от которой они не отказываются, даже несмотря на финансовые потери, может в итоге сдержать суммарный рост до 7–8 процентов по итогам года.

При этом базовые факторы, создающие убытки, по-прежнему сохраняются: стоимость авиакеросина остается очень высокой, а провозные мощности (количество мест в действующем флоте) избыточны, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. Поэтому предпосылок для долгосрочного снижения цен нет, и с приходом нового «высокого сезона» стоимость перелетов вновь пойдет вверх.

Недоступный демпфер

С начала года стоимость керосина, по словам Бориса Шокурова, выросла на 1,5–2 процента, однако за прошлый год рост превысил порог в 30 процентов. Авиатопливо — одна из самых затратных статей перевозчиков и составляет порядка трети стоимости билета.

Одним из ключевых механизмов поддержки авиакомпаний, который должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях резкого роста стоимости топлива, должен стать демпфер на керосин. Он вступил в действие 1 августа 2019 года. Предложенный правительством механизм позволяет перевозчикам получить компенсации, если экспортная цена (с учетом затрат на логистику) превысит 48,3 тысячи рублей за тонну.

В «Уральских авиалиниях» заявили, что запущенный с 1 августа механизм демпфера малоэффективен. Там отметили, что он позволяет получить компенсацию только при условии значительного — на 15 процентов и более — роста стоимости авиатоплива на мировом рынке. Кроме того, он не предусматривает привязки к реальным розничным ценам, по которым керосин покупают перевозчики, добавили в авиакомпании.

В пресс-службе Минфина «Известиям» сказали, что российские авиакомпании смогут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, если нефть подорожает до $65 за баррель. Там также подчеркнули, что это лишь одна из мер поддержки перевозчиков в условиях повышения цен на топливо. С 2015 года они получают компенсацию части расходов на приобретение керосина в размере 3024 рубля за тонну, на эти цели из бюджета в 2018 году выделили 21 миллиард рублей, пояснили в ведомстве.

В Минтрансе на момент публикации на вопросы «Известий» не ответили.

Стоимость нефти до конца года не выйдет за рамки диапазона $ 55–65 за баррель, сказал «Известиям» аналитик «Финама» Алексей Калачев. По его словам, у авиакомпаний будет больше шансов получить компенсацию, если они смогут добиться снижения планки отсечения, как это удалось сделать нефтяникам по бензину и дизельному топливу.

Подготовлено в рамках совместного проекта "Липецкой газеты" и газеты "Известия"

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных