Пн, 14 Октября, 2019
Липецк: +10° $ 64.22 70.73

Наследники по прямой

И. Неверов | 08.10.2019 03:38:31
Наследники по прямой

Экспозиция погружает зрителей в глубины русского мира. Фото Николая Черкасова

В областном центре открылась выставка «Союза русских художников»

Они живут в разных городах. Самый старший, Николай Зайцев, родился в сорок втором на Орловской земле, на долю которой выпало пережить оккупацию. А самые молодые появились на свет, когда был уже вынесен приговор Советскому Союзу — стереть с карты мира, предать забвению. С детства они слышали настойчивый либеральный рефрен: патриотизм — последнее прибежище негодяев. Но он был им непонятен и враждебен.

Продолжая великую традицию

Что же свело этих художников с непохожими судьбами, жизненным и творческим опытом вместе? Если коротко — любовь к России, ее классическому искусству, восхищение мастерством великих реалистов.

Дело не только в живописи как таковой. Возвращаясь к традициям реализма, цельности, пластической внятности и  выразительности, наконец, содержанию, отвечающему ожиданиям народной аудитории, наши гости стремятся вернуть гуманистическое начало. То, что отвергнуто и осмеяно оппонентами.

Члены творческого содружества «Союз русских художников — Новое время», не боясь обвинений в архаичности, в попытке реанимировать погребенное заживо их противниками, погружаются в глубины русского мира. Недавние выпускники Российской академии живописи, ваяния, зодчества Ильи Глазунова и ученики выдающихся советских художников братьев Ткачевых восстанавливают связь времен.

Дмитрий Шмарин называет себя «ткачевцем». Он заслуженный художник России, куратор открывшейся в Липецком выставочном зале экспозиции «Торжество русского реализма».

— Вот мы учились, — объяснял он мне, — у Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых. А они — у Сергея Васильевича Герасимова, который, в свою очередь, был учеником Левитана и Коровина. А учителем того и другого был Саврасов. То есть наше объединение — живая ветвь искусства девятнадцатого века. Мы верим: те достижения, те взлеты насущно необходимы двадцать первому столетию.

История и современность

Подтверждая свое родство с Суриковым и Репиным, участники «Союза русских художников» обращаются, например, к не слишком популярному сейчас в живописи историческому жанру. Так, Дмитрий Шмарин и Максим Фаюстов вдохновились трагической поэзией «Слова о полку Игореве». Есть у Шмарина и монументальный холст, изображающий Ивана Грозного и его сына. И продолжая, и оспаривая сюжет знаменитой репинской картины, наш современник непривычно трактует образ грозного царя. Перед нами не тиран и садист, способный в припадке безумия на сыноубийство, а напротив, сильный, уверенный в себе мудрый правитель. Всмат­риваясь в такие композиции, поневоле вспоминаешь, что сказал об их героях советский живописец Борис Иогансон: «За ними стоят века».

Одаренные и высокопрофессиональные Василий Куракса, Андрей Дроздов, Анна Боганис, Наталья Зайцева, Василий Худяков — перечень, конечно, неполон, но формат газетной публикации заставляет его прервать — сильно и самобытно воплощают философию извечных людских трудов, забот, отношений, настроений, связей с природным порядком и гармонией. Возможно, на чей-нибудь вкус что-то покажется слишком нарочитым и демонстративным. Но в любом случае нет никаких сомнений в искренности талантливых авторов.

* * *

Несколько слов о самом проекте. Итак, это детище «Союза русских художников — Нового времени». Кто интересовался историей культуры начала XX века, тот знает: такое объединение уже было. В него входили Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие крупнейшие мастера. Союз просуществовал всего двадцать лет. А спустя еще восемьдесят группа энтузиастов во главе с дипломатом, увлеченным коллекционером и меценатом Юрием Герасимовым его воссоздала. «Союз» провел десятки выставок в Москве и многих других городах России.

Экспозиция под девизом «Торжество русского реализма» рассчитана на год. До липчан ее посмотрели белгородцы. После Липецка с этими картинами познакомятся еще в восьми городах.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных