Пт, 15 Ноября, 2019
Липецк: +3° $ 63.85 70.42

На крохотном пятачке «святой земли»

И. Неверов | 19.10.2019 04:44:59
На крохотном пятачке «святой земли»

Сегодня в любом доме и у верующих, и у неверующих в красном углу или в книжном шкафу лежит Библия. Не то, что тридцать-сорок лет назад, когда для большинства из нас приобрести ее было немыслимо. Неслучайно в конце восьмидесятых «Липецкая газета» преподнесла читателям бесценный в ту пору подарок — в течение года печатала с продолжением полный текст Ветхого и Нового заветов.

Однако признаемся: далеко не каждый удосужился хотя бы раскрыть Святое Писание. Я думаю, если вы в ближайшие два месяца придете в Липецкий областной художественный музей, то это станет для вас хорошим стимулом обратиться к вечной книге, погрузиться в бездонные глубины ее откровений. Сейчас здесь демонстрируются замечательные иллюстрации к Библии. Познакомиться с раритетами липчане могут, благодаря давним творческим связям наших музейщиков со специалистами из прославленного музея имени Андрея Рублева.

Сто двадцать четыре гравюры из «рублевского комплекта» выполнены в середине восемнадцатого века. Десять с лишним лет трудились над ними издатель и художник из немецкого города Аугсбурга Мартин Энгельбрехт и лучшие мастера его времени. В эти произведения они вложили колоссальное терпение и талант, проявили завидное владение сложной техникой офорта и, конечно, искреннюю веру и стремление просвещать соотечественников.

Два года назад в музее Рублева завершили реставрацию гравюр. Тогда же их впервые показали широкой публике. Выставка называлась «Библейский театр Мартина Энгельбрехта». Дело в том, что в эпоху Энгельбрехта было в моде помещать гравюры в ящички и путем особых приемов создавать иллюзию перспективы театральных подмостков.

Но и без всяких дополнительных ухищрений то, что мы видим теперь и в Липецке, впечатляет многоплановостью композиций, массой подробностей, выразительностью движений и поз героев из древних мифов о Сотворении мира, грехопадении Адама, Всемирном потопе, египетском плене, судьбе преданного братьями юного Иосифа…

Мартин Энгельбрехт следовал за Рафаэлем и другими выдающимися живописцами и рисовальщиками, благо, что учился ремеслу не только в Германии, но и в Италии, и Франции. На его условной сцене причудливо, но органично переплетаются разные стилистические традиции — классицизма, барокко, рококо. Не менее органично и соседство реалий библейской Палестины с архитектурой, одеждой, растениями, характерными для Германии того времени. В конце концов, на крохотном пятачке «святой земли» разыгрывались мистерии вселенского размаха. И творцы вправе придавать им черты жизни, быта своего народа.

Рядом с гравюрами устроители выставки повесили увеличительные стекла. Ведь эти библейские иллюстрации рассчитаны на пристальное рассматривание, внимание к мелким, но интересным и ярким деталям. Вооружившись линзой, зритель в полной мере оценит тонкое искусство художников, что жили три века назад и оставили наследие, которое до сих пор поражает и радует.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных