Вт, 17 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Когда в доме прописан «шуршик»

Олеся Скворцова | 15.08.2019 04:08:23
Когда в доме прописан «шуршик»

Юрий Гусев о каждом своем ребенке готов рассказывать часами. Фото Анатолия Евстропова

Однажды в лыжном походе под Архангельском липецкие туристы спустились в пещеры. В окружении сталагмитов и сталактитов изо льда сопровождающие рассказали о легендах, которыми непременно обрастают подобные места. И предложили полностью погасить свет и немного помолчать, чтобы услышать духа пещер — шуршика. Впечатленный красотой природы, липчанин Юрий Гусев при выходе из-под земли на свисающих ветвях дерева увидел своего «шуршика» в обычной небольшой коряге. Чуть придал форму, облагородил, обточил деревяшку — и поселил дома. Вместе с другими скульптурами, идеи для которых подала сама природа.

Чуть не стал вором

Интерес к естественной красоте и умение ее замечать возникли еще в детстве. В советские годы многие что-то собирали. Объектом коллекционирования юного Юры стали открытки с изображением пейзажей и представителей животного мира. Часами он мог просиживать над ними, сортируя по темам и даже выкладывая сюжетные картины, к примеру, из осенних видов. Коллекция довольно большая — около трех тысяч.

— Увлечен был до фанатизма, — вспоминает Юрий. — Как-то в начале далекого похода увидел красивую открытку за стеклом, но киоск был закрыт и пора было выходить на маршрут. Еле сдержал себя, но был близок к тому, чтобы разбить витрину и забрать открытку.

Занимался с детства активно и спортом — самбо, боксом, академической греблей, был членом экспедиционного клуба «Неунываки». С турклубом «Альтаир» осваивал сначала горы, а затем и вод­ные маршруты. В свои 66 лет по-прежнему ходит в походы, катается на лыжах, много путешествует. Да и пенсионная реформа не для него — Гусев продолжает трудиться водителем в спортшколе олимпийского резерва. А в свободные часы продлевает жизнь причудливым коряжкам, с помощью резцов создавая деревянные композиции.

Старик Хоттабыч из Северной Осетии

У каждой скульптуры (а их более ста) — своя история. Шагая по тропе в походе по Фанским горам, Гусев наступил на чудную узловатую ветку. Поднял — да это ж вылитая черепаха! Подклеенная в месте разлома и обточенная наждачкой Тортилла положила начало новой коллекции. Рядом с ней на полке «Лесовичок и его друг Гоша». Первого нашли с дочкой в горах Кавказа, а успешно вписавшийся в композицию «товарищ» — из местных, с берегов Липецкого водохранилища. «Старик Хоттабыч» приехал из Северной Осетии, а «Последний день Помпеи» переместился в наши места с Кольского полуострова. Оттуда же, с берегов рек Кутсайоки и Тунтсайоки, Гусев привез немало работ — бурные пороги обкатали обломки дерева «до полуготовности». Из них мастер выделяет «Факира и змей». Работая над коряжкой на привале (а без инструмента Гусев в поход не ходит — образ возникает мгновенно, и руки просто чешутся довести заготовку до ума), так сильно резанул палец, что пришлось прибегать к помощи туристки-медика.

Выбирать материал не приходится — Гусев берет то, что подбрасывает природа. Тот же «Факир и змеи» — из пихты, о чем говорит запах смолы, появляющийся, когда скульптура нагревается на солнце. «Венера Крымская» — из виноградной лозы, «Белое дерево», спасенное из разгорающегося костра на берегу Липецкого водохранилища, — из американского клена. А «Венценосный журавль» — вообще из рододендрона, который растет лишь на высоте.

Для работы с разными видами дерева у мастера инструмент имеется. Основа, конечно, специальные резцы по дереву. Недавно приобрел и электрический аналог, что заметно облегчило работу. Есть даже стоматологический инструмент, который нашел применение в полировке и обработке труднодоступных мест скульптур. Обошелся дорого, но того стоит!

В поисках своего «янтаря»

— Как ты находишь такие коряжки? — самый распространенный вопрос, который задают Гусеву. Иногда даже просят подобрать у реки что-нибудь и для них. Идут вместе — и не замечают, проходят мимо. Но если мастер взял в руки обломок дерева и увидел в нем образ, вряд ли уже расстанется с ним. Свои работы Гусев часто называет детьми — и этого достаточно, чтобы понять, почему он их не продает.

— Для меня это своего рода тихая охота, — говорит Юрий. — Иногда в походе приходится пройти километры, чтобы глаз зацепился за искомое. Это уже на выставке люди видят обработанное дерево, а у воды может лежать невзрачный кусок коряги, покрытый мхом. Ну, как янтарь люди ищут, так и я. Зато столько радости!

Спасти Венеру

Поговорку «На ловца и зверь бежит» Гусев проверил на себе. В коллекции есть несколько «спотыкачек»: шел — задел ногой, обратил внимание.

Даже катаясь в Андорре на горных лыжах в день своего 60-летия, мастер думал о пополнении коллекции. Сделал неудачно финт — и вылетел с трассы. На радость — прямо в куст с сухими причудливыми ветками. Ножа не было, пришлось выломать одну руками. Разглядел дома получше, слегка придал форму, так появился «Старик Гауди». А «Белоречек» застрял в ветвях дерева у адыгейской реки Белой — вода после весеннего подъема спала, а он остался.

В велопоходе вокруг Азовского моря Гусев колесом наехал на коряжку, из которой родилась «Венера Крымская». Окончательный облик этой дамы уже дома создавал «с натуры» — просил жену позировать. За лицо сам даже не рискнул взяться, боясь все испортить. Завершить образ помогла друг и учитель Эльвира Вознесенская, которая до последних своих дней была готова помочь, подсказать, выслушать. Фигурка получилась настолько интересной, что однажды ее чуть не украли. Забирая с выставки свои работы, Гусев недосчитался именно «Венеры». Оказалось, организаторы переставили ее в другое место в надежде, что ее просто забудут. А вот «Адама и Еву» вряд ли уведут — из-за откровенной позы пары на всеобщее обозрение Гусев ее не выставляет. А когда приходят ребята из детского сада посмотреть коллекцию, убирает ее повыше, подальше от любопытных глаз.

— Дети — самые благодарные зрители, — говорит Юрий. — Рассматривают, фантазируют, видят свое, придумывают свои названия. В отличие от некоторых взрослых, что окинут всю коллекцию взглядом и уходят. А для товарищей в компании я даже придумал игру — каждому предлагаю дать названия нескольким скульптурам. Тому, кто окажется ближе всех или даже угадает, дарю символический приз.

Всех встречает Фазендюк

На балконе липецкой квартиры Гусева хранятся коробки с необработанным материалом. Каждая коряжка ждет своего часа. Как это, к примеру, было со «Взяточником» с длинной рукой просящего, собранным из нескольких частей. Или с очень выразительным «Крокодилом Гиви», чья голова стала основой новой скульптуры, перекочевав с заготовки, совмещавшей в себе части крокодила, бегемота и единорога.

То, что не может унести из-за размеров, Гусев фотографирует. В этой его коллекции — сотни снимков встреченных на туристских маршрутах пеньков, коряг, наростов на дереве, изогнутых стволов, похожих на привычные нам вещи. А вдохновившись природой и работами Гауди в Испании, мастер преобразует свой дачный участок у реки Быстрая Сосна в Суворовке Елецкого района. На 40 сотках высадил свой «лес» — есть там пихты, ели, сосны, березы, рябина, калина, шиповник и облепиха, даже оленерогий сумах и тамарикс. Даже маслята выросли. Территорию обустраивает, размещая здесь коряги уже большего размера. На входе всех встречает садовой (по типу домового) Фазендюк из старой груши и привезенного из-под Воронежа носатого пенька. Ветви протянуты в сторону пришедших — и рука невольно тянется поздороваться с этим привратником. И улыбку сдержать невозможно.

— Мир прекрасен, — уверен Гусев. — Нужно только научиться это замечать.

Только факт

Новое увлечение Юрия Гусева также связано с красотой окружающего мира: сейчас его занимают виды облаков на закате, которые он активно запечатлевает на фотокамеру.

Коллекцией можно назвать и две сотни стихов о природе, походах и друзьях. Из них рождаются песни, которые автор исполняет под гитару.

Та самая Венера Крымская.

Та самая Венера Крымская.

Взяточник и гости из других галактик живут дружно.

Взяточник и гости из других галактик живут дружно.

Та самая Венера Крымская. Взяточник и гости из других галактик живут дружно.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных