Вс, 08 Декабря, 2019
Липецк: $ 64.08 70.55

Как учить, чтобы физика детей «не кошмарила»

Наталья Сизова | 16.11.2019 08:08:16
Как учить, чтобы физика детей «не кошмарила»

Кружок Денис Клоков создавал с одним фотоаппаратом. А сейчас у школьного медиацентра даже дрон есть. Фото Павла Острякова

Школьный учитель физики из районного центра Красное Денис Клоков вскоре после института вывел главную для себя педагогическую формулу: ключевой метод современного обучения — вовремя распознать в ребенке интерес и развить его внутреннюю мотивацию. И сейчас часто вспоминает один из счастливых дней в своей практике. Однажды его задержали в учительской перед занятиями. Когда он, наконец, вошел в класс, увидел удивительную картину: ребята не бездельничали, а самостоятельно открыли сайт с задачами по ЕГЭ и обсуждали их, при этом жарко спорили друг с другом, пытаясь найти правильное решение. Значит, его «педагогическая система» реально работает!

Осознанный выбор

Вот уже девять лет Денис Клоков живет в Ельце, а на работу в школу райцентра Красное каждый день ездит на машине или…велосипеде. Отметим, что расстояние между населенными пунктами около сорока километров.

— На двухколесном транспорте я обычно езжу в теплое время года, — улыбается Денис Алексеевич. — А так в основном добираюсь на авто — своем или коллег по работе.

В 2005-м он закончил Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, затем несколько лет поработал в школе деревни Ищеино Краснинского района, и вот с 2011-го преподает физику, информатику и астрономию в краснинской школе.

— Сельская жизнь — мой сознательный выбор, — признается он. — Все мои родные родом из Ельца. И хотя город у нас небольшой, и я его по-своему люблю, но жить и работать всегда мечтал на периферии, чтобы были чистые природа, воздух, вода, натуральные продукты.

Разобрать до винтика

Денис Клоков признается, что в школе очень любил историю, а вот физика ему не давалась. И он никак не мог с этим смириться.

— Тернистая дорога всегда ведет к развитию личности, — философски размышляет он. — А если человеку все дается без труда, то это, как правило, заканчивается раз­очарованием. Еще в детстве я брал два спичечных коробка, протягивал между ними нитку и пытался понять, как между ними идет звук. Все мои игрушки были разобраны до винтика. И конечно, я старался «разобрать до винтиков» и школьную физику.

Позже он заметил: если человек хорошо знал предмет в школе, он не может научить этому предмету трудного ученика. Почему? «Хорошему» учителю не понять «плохого» ученика, он не знает тех проблем, которые испытывает его подопечный. А Денис Клоков, по его словам, физику знал «на троечку», но со временем сумел в ней разобраться. Зато став учителем, он прекрасно понял, с какими трудностями могут столкнуться его ребята. Ему легко исправить их ошибки. Поэтому физика их «не кошмарит».

— Думаю, проблема многих педагогов как раз в умении донести материал, — считает Клоков. — Не каждому дано понять, что творится в голове школьника, особенно неуспевающего.

Экзамены — это не страшно

В 2011 году директор краснинской школы Сергей Николаевич Зотов «перетянул» молодого, перспективного педагога в свою школу. Денис согласился не сразу. Примерно в это же время он решил поучаствовать в областном конкурсе «Учитель года». Абсолютным победителем не стал, но заразился духом новаторства от коллег. На этом его и «поймал» Зотов, предложив свое видение развития школы.

— Я считаю, что оценки в аттестации учащихся не нужны, лучше их отменить, — выражает свою позицию Клоков. — Они порождают в детях нездоровое соперничество, зависть. Может быть только в начальной школе оценки имеют смысл. А со старшеклассниками надо работать по-другому: создать из учеников команду единомышленников. Учитель должен вызывать доверие у детей, а не страх. Когда у школьника появляется желание самому решить непонятную задачу, происходит его внутренняя мотивация. Здесь главное — заинтересовать! Я спокойно подстраиваюсь под своих учеников, и даже прощаю им первые промахи. Но потом обязательно веду за собой.

По словам Дениса Клокова, жить в таком режиме ему непросто, ведь приходится каждый урок методически переделывать буквально под себя. Он уже переписал многие свои вузовские конспекты. Правда, некоторые коллеги с его методикой не соглашаются, ведь это уход от правил. Но Денис Алексеевич упорно стоит на своем: главная отметка та, которую школьник получит на итоговом экзамене.

— Если я замечаю, что мои ребята отлично усваивают материал, незаметно повышаю уровень сложности по предмету, — делится секретами преподавания Денис Алексеевич. — И у детей снова появляется мотивация к росту. Так в прошлом году один из моих учеников на ЕГЭ по физике набрал 86 баллов, поступил в престижный вуз. К слову, я никогда не пугаю ребят разговорами про госэкзамены. Мы просто решаем задачи, буксуем, разбираемся, повышаем уровень, закрепляем знания. А потом с сайта по ЕГЭ я незаметно вывожу на интерактивную доску 30 задач, и предлагаю их решить. Ребята включаются в работу, не зная, что это задачи для ЕГЭ, а потом понимают, что экзамены — это не страшно.

Школа без репетиторов

По мнению Клокова, без репетиторства в школе можно легко обойтись. Но сама система и учителя должны быть настроены на качественное преподавание. Сегодня же мы нередко видим обратное: учителя «гонят» часы, учащиеся не успевают за этим ритмом, и приходится наверстывать упущенное с репетиторами.

— Я всегда говорю ученикам: ваши родители платят налоги в бюджет, из которого мне начисляют зарплату, — говорит Денис Алексеевич. — Значит, я ничем не отличаюсь от оплачиваемого репетитора. Поэтому, не бойтесь, спрашивайте, что вам непонятно, мучайте меня вопросами, добивайтесь ясности в усвоении знаний. Это, кстати, обязанность учителя — добиться результата от каждого ученика, даже если он «слабенький».

Чтобы в выпускных классах не требовались повышенные нагрузки и репетиторы, детей по мнению Клокова, нужно обязательно дифференцировать по интересам уже в начальных классах. При этом отличными помощниками могут стать кружки, занятия по интересам.

В школе села Красное под руководством директора Сергея Зотова выстраивает целая система внеурочной деятельности. Эта внеклассная работа не только помогает лучше усваивать предметы, но и позволяет учащимся моделировать различные ситуации, которые могут им встретиться в жизни. Так сформировалась целая арт-площадка внеурочной деятельности «Радуга возможностей», которая делится на пять сегментов: волонтерский центр «Орден детского милосердия», «Бюро детских инициатив», информационное агентство «Перспектива», интеллектуальное сообщество «Новые люди — новое время» и творческая мастерская «Краски жизни у тебя в руках».

Сам Клоков чем только не увлекал ребятишек: и роботов строили, и фотографировали. Но любимое детище — созданная им школа-студия «Art-reflection», название которой переводится как «художественное отражение действительности». Все начиналось еще в 2011-м, когда в распоряжении Клокова был единственный фотоаппарат. Через год ребята попробовали заняться видеосъемкой. Директор помог приобрести аппаратуру, обустроить студию. В итоге, даже сами того не ожидая, студийцы победили во Всероссийском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Весенняя капель» с анимационным фильмом «Обязанности кота». Мальчик, который озвучивал кота, теперь стал студентом Липецкого областного училища искусств имени К.Н. Игумнова, а еще одна ученица — актрисой кукольного театра.

Выпускают газету, снимают фильм

Сегодня современный школьный медиацентр, где в свободное время «пропадает» учитель физики, оснащен профессиональными видео­камерами, микрофонами, штативами, есть даже свой квадрокоптер. Ученики Клокова выпускают полноцветную двенадцатистраничную газету «Школьный континент», берут интервью у сверстников и учителей, освещают школьные праздники и события. А сейчас работают над созданием короткометражного фильма.

— Мы очень бережно относимся к мнению и инициативе детей, растим лидеров. В школе функционирует независимая детская демократическая республика со своим президентом и структурами управления. Развиваем также добровольчество, военно-патриотическое движение — у нас четыре кадетских класса, активно проводим профориентационную работу среди старшеклассников и спортподготовку. В творческой мастерской ребята под руководством педагогов занимаются оформительской работой в школе, в литературном кружке растим собственные юные таланты — будущих литераторов, знатоков художественного слова. Наши ребята сами пишут стихи и сценарии, снимают фильмы, ставят театральные постановки. И знаете, что интересно? Мы заметили, что после таких активных занятий ребят не пугает ни аттестация, ни ЕГЭ. Это радует и убеждает нас в том, что мы идем правильным курсом, — уверен Сергей Зотов. — Кстати, в последние годы к нам пришли работать девять молодых специалистов. Немаловажную роль в их выборе сыграло то, что в Красном уделяется большое внимание вопросам благоустройства, проложены хорошие дороги, есть все, необходимое для жизни. Но главное, на мой взгляд, то, что в нашей школе и с нашими детьми молодым специалистам работать комфортно и интересно.

Название школы-студии «Art-reflection» переводится как «художественное отражение действительности».

Название школы-студии «Art-reflection» переводится как «художественное отражение действительности».

В краснинской школе развернулась целая арт-площадка внеурочной деятельности.

В краснинской школе развернулась целая арт-площадка внеурочной деятельности.

Название школы-студии «Art-reflection» переводится как «художественное отражение действительности». В краснинской школе развернулась целая арт-площадка внеурочной деятельности.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных