Чт, 25 Апреля, 2019
Липецк: +6° $ 64.52 72.84

Искать людей, у которых есть мечта

Михаил Зарников, Александр Косякин | 09.02.2019 16:22:00
Искать людей, у которых есть мечта

«Липецкая газета» совместно с администрацией города Задонска провела «круглый стол» на тему «Событийный туризм: сегодня и завтра»

В разговоре, проходившем несколько непривычно, в чем смогут убедиться читатели после прочтения этого отчета, приняли участие гости из Чеченской Республики, Москвы и Луганска. Кроме того, были впервые использованы сетевые ресурсы, расширившие аудиторию.

В формате заочного «круглого стола» свои соображения высказали журналисты из разных регионов: Урала, Алтая, Сибири, Саратовской, Воронежской, Курской областей, что позволило максимально широко оценить проблему (материалы коллег будут переданы в Центр событийного туризма для изучения). А собственно за столом собрались Александр Анохин, председатель Задонского городского Совета депутатов, Николай Вальковский, журналист (г. Москва), Иса Закриев, редактор городской газеты (г. Грозный), Елена Дмитриева, заведующая районным отделом культуры (г. Задонск), Владимир Калугин, глава администрации Задонска, Анзор Матаев, директор издательского комплекса (г. Грозный), Виталий Первеев, редактор «Задонской правды», Елена Пешкова, заместитель директора областного Центра событийного туризма, Ксения Сабина, журналист из Луганска, Кристина Цыбульская, начальник отдела инвестиций Задонской районной администрации, Александр Косякин, обозреватель «Липецкой газеты» (ведущий).

Скажем сразу: ситуация в Липецкой области типична для Центральной России. Вот цифры. Национальным туристическим рейтингом-2018 составлен ранжированный список регионов с их привлекательностью. Он разбит на три группы. В первую — «Золотая двадцатка» — вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно. Во вторую попали регионы, занявшие позиции с 21-й по 69-ю. Липецкая область занимает 30 место в группе. Из соседей по Черноземью во вторую группу также вошли Воронежская (27 место), Белгородская (34 место) и Курская (56 место) области.

Ждем достойного гостя

Ведущий:

— Тема въездного, событийного туризма стала сегодня сверхмодной. Но что это такое — журавль в небе или синица в руках? Ясно, что все мечтают о госте с тугим кошельком. Но какова тут динамика: идем вперед, топчемся на месте, отстаем?

Екатерина Пешкова:

— В области есть устоявшиеся, знаменитые на всю страну бренды: «Русборг», «Кудыкина гора», «Скорняково», «Антоновские яблоки»… При этом каждый год у нас проводится и много мелких мероприятий, и этот процесс развивается. Но одна из основных проблем — слишком короткая программа фестивалей или праздников. Они быстро проходят и перестают удерживать и привлекать гостя. Значит, нужен постоянный поиск своего, оригинального…

Владимир Калугин:

— Необходимо совершенствовать уже созданное. Пять лет назад мы провели на Дону конкурс любителей подледной ловли рыбы. Потом постепенно на берег стали приходить болельщики — жены, тещи, дети… Так утвердился ежегодный событийный фестиваль «На Дону стоим, рыбой славимся». Теперь он собирает тысячи гостей, что потребовало на ходу менять имиджевые, сервисные моменты. А вообще Задонску повезло не только с Доном. Монастырский строй, леса, федеральная трасса М-4 — все это работает на развитие темы. Из Москвы уже на выходные часто приезжают гости…

Николай Вальковский:

— А по моим наблюдениям, цены на услуги (в частности, гостиниц) в глубинке уже ненамного уступают столичным, при этом качество сервиса оставляет желать лучшего. Поэтому для многих потенциальных посетителей поездка выходит слишком далекой и дорогостоящей. Туристическое направление в регионах требует более серьезного подхода и крупных вложений — без этого вести речь о дальнейшем укреплении отрасли невозможно. Существующие мероприятия и объекты требуют обновления, организации постоянной работы. Нужна и грамотная реклама, сейчас работать с ней не умеют.

Нужен особый повод

Елена Дмитриева:

— Недавно мы познакомились с туристическим комплексом «Нелжа» под Рамонью, парком для семейного отдыха. Там много интересного: и театрализованные программы, и мастер-классы, и состязания, и вкусная кухня. При разности подходов и событийных нюансов «Нелжа» сравнима с нашей усадьбой «Скорняково-Архангельское»: и там, и там активно работает частный капитал, вкладываясь в новые проекты, снижая риски.

Ведущий:

— В Скорняково событие превращено в инструмент, деталь, причем важную деталь, бизнеса. Сочетают расчет с романтикой, экономику с поэтическими вечерами у камина, там вообще уникальная методика работы с гостем. Событие включено в план, в долгосрочный прогноз. Цыганский хор, кубинские танцы, джаз… Всегда ожидаешь чего-то новенького. Семейный бизнес в усадьбе — отличная школа опыта для начинающих. Тем неожиданней, думаю, прозвучит вот эта цитата от хозяйки усадьбы Полины Шкрапкиной, ее она прислала к нашему «круглому столу»:

      «Как такового событийного туризма в Липецкой области почти нет. Хотя отвечающим за его существование, возможно, кажется иначе. Это фестиваль «Русборг», Джаз на пруду и с небольшой натяжкой — «Опера о граде Ельце». Ради этих мероприятий к нам в область действительно могут приехать туристы. Многочисленные фестивали клубники, малины, варенья и сала — это не событийный туризм. Это просто рынки. Событийный туризм — это мировой тренд. Туристы решают поехать не просто погулять по улицам, например, Вены, они покупают билеты на открытие оперного сезона или на выступление любимого артиста и заодно осматривают достопримечательности города. Нужно создавать такие поводы для приезда в нашу область, какие не может создать никто другой.

      Опера о граде Ельце, кстати, тут может быть вполне удачным началом. Но его надо развивать. Пока это всего один день в году, когда турист решает ехать в Липецкую область. А нужно, чтобы из этого вырастали фестиваль, а потом настоящее движение, чтобы туристы, да и сами жители области хотели приезжать регулярно, чтобы это было на разных площадках. Мы в усадьбе в этом году планируем серию фестивалей с уникальной тематикой и интересным контентом. Надеемся, что они привлекут новых гостей и в усадьбу, и в область».

В этой точке разговора была сделана пауза, участникам предложили видеосюжет о ристалищах на Кургане с участием еще первого «Русборга»…

Ведущий:

— По своей теме этот фестиваль один из первых в Европе. Около тысячи участников — серьезных мужчин с мечами и в латах. Но ведь и зрителей тут до 30 тысяч в гостевой день! Присовокупим к этому бойкую торговлю, ведут ее в основном местные предприниматели, которые платят налоги в своем Елецком районе. Мы заранее попросили Павла Семенова, человека авторитетного и состоявшегося, который все это придумал, поделиться своими соображениями о событийном туризме в области. Вот его мнение:

      «На раскрутку территории работают люди. Люди едут только к людям. Никаких особенных достопримечательностей у нас нет. Поэтому надо создавать своих звезд, свои темы и тенденции — такие, чтобы это было интересно представителям других регионов. У нас же, к сожалению, все и все хотят контролировать. Понимания, что люди, которые создают новое, никогда не отдадут свою мечту кому-то на откуп, нет. Надо признаться, что наш туризм пока — это пикники, шашлыки и девочки, и с этим надо начинать работать, решая насущные проблемы именно самых простых пикниковых форм отдыха. Чтобы к нам хотя бы соседи начали регулярно ездить и копеечку привозить.

      Еще проблема — размазывание туризма по территории. Вместо того чтобы сконцентрировать усилия на тех турзонах, которые созданы в Задонске и Ельце, мы начали трататушки по всем районам».

Ксения Сабина:

— Вряд ли можно согласиться с абсолютной уникальностью вашего «Русборга». Тема реконструкции былых сражений в стране и в мире достаточно популярна. Я — крымчанка и могу свидетельствовать: наш «Генуэзский шлем», начинавшийся когда-то как фестиваль выходного дня, теперь событие длиной в месяц. Многие жаждут окунуться в романтику прошедших эпох — для отдыха от обыденной реальности. Реконструкции сражений и ярмарки древних ремесел — успешные практики. Но проводить их необходимо как минимум в течение нескольких дней.

Спортивный туризм у нас — тоже удачное решение. Спортивное ориентирование, мотокроссы, водные виды спорта и так далее. Сегодня я работаю в Луганске, но о туризме там говорить не приходится. Да и многие брендовые объекты оказались на чужой стороне, за линией фронта.

Ведущий:

— Спросим чеченских гостей. Иса, является ли туризм приоритетом в политике республики? Чем заманить гостя? Что берется за основу: география, природа, история?

Иса Закриев:

— У нас есть на что посмотреть. В республике уникальная природа. Горы, ущелья, родники… Конечно, главные событийные мероприятия проходят в Грозном. На День города, например, в гостинцах мест нет. Для чеченца гость — это посланник Аллаха. Для нас самое главное — гостеприимство. Тут и традиции, и менталитет. Но это не значит, что нам нечему поучиться у русских друзей. Мы вообще за упрочение связей. Задонские журналисты уже дважды побывали в Грозном с миссией — наладить контакты между нашими детьми-инвалидами и вашими. К туризму это отношение вроде не имеет, но категорично утверждать это не стоит…

Анзор Матаев:

— А мне представляется очень важным ваш подход к своей малой родине — городку или просто деревеньке. Найти что-то и показать всему миру — это дорогого стоит. Мы замусолили слово «патриотизм», но в данном контексте это точное определение.

Найти свою «изюминку»

Александр Анохин:

— Цель сегодняшнего «круглого стола» — обменяться опытом с нашими гостями. Город должен выглядеть как центр туристической зоны, а значит, быть изюминкой. Задонск необходимо привести в полный порядок и для жителей, и для приезжих. А упор нужно делать на гостеприимство, учиться у коллег с Кавказа.

Елена Дмитриева:

— Есть и такая проблема. К нам часто приезжают туристы со своими экскурсоводами, которые иногда такие истории о крае рассказывают, что диву даешься. Разве такое возможно, скажем, в Санкт-Петербурге? Там каждый экскурсовод имеет лицензию со всеми вытекающими…

Александр Анохин:

— Проблема шире. Историю родного края нужно тщательнее изучать в школе, причем с начальных классов. Есть смысл подумать над обучением в вузах и средних учебных заведениях будущих экскурсоводов, хотя бы на факультативах. Гостиничный, ресторанный, музейный и прочий сервис — это будущие рабочие места. Значит, нужно учиться науке приема Гостя — тут вообще непаханое поле.

Ведущий:

— Еще одна тема. Задонск как центр туризма области в свое время был укреплен бизнес-площадкой, что называется, на вырост. Туристический автокластер в пригороде много лет успешно «прикрывает» модную теперь тему туризма и бьет все рекорды по инвестициям, но у самих задонцев вызывает вопросы: закопали (буквально) большие деньги и ни одного инвестиционного объекта так не построили. Говорят, что в этом самом кластере создано 26 рабочих мест.

Кристина Цыбульская:

— Туристический кластер расширяется, есть инвесторы, территории продолжают осваиваться, в автокластер включены поселения района, где идет строительство.

Ведущий:

— Появился устойчивый термин — «паломнический туризм». Я не совсем понимаю, что это такое. Посмотрите на этого «туриста»: стоит у амвона старушка в ситцевом платочке, она купила свечку, она причастилась и, благословившись, поехала домой. Она не селится в гостинице, не идет в ресторан или на выставку и такси не заказывает. Она вообще не пойдет в город. Но ее уже посчитали!

Между тем тут есть тема к формату разговора за «круглым столом». Главное событие в крае, которое собирает (причем века!) христианскую Русь с ее крестными ходами и православными традициями — День памяти Святителя Тихона. В области нет более масштабного по духовной мощи события, чем это. Конечно, под ногами у Церкви путаться не надо, но перед 25-26 августа (или сразу после) можно проводить светские мероприятия. Используя только один фактор — большое скопление людей. Это могут быть «круглые столы» с учеными, писателями, публицистами (по типу Изборского клуба Проханова), тематические выставки, показы, реконструкции… Тихон Задонский был популярнее (по тиражам) Пушкина в ХIХ веке. Вот об этом стоит вспомнить, если затевать серьезное событийное действо в Задонске. Эту тему можно географически расширить, распространив и на соседний Елец. Речь идет о фестивале федерального звучания. Важно и то, что после таких мероприятий статус области в России повысится.

    Необходимое послесловие

    Сегодня тема туризма, увы, еще не стала в России предметом дотошного исследования, каждая территория ковыляет от одного событийного фестиваля к другому, не пытаясь что-то обобщить, сделать выводы и внести правки в текущую работу. Никто не советуется с общественностью — мол, сами с усами. Трудно не согласиться с Павлом Семеновым, когда он обращается к чиновникам: «Найдите у себя хотя бы одного человека, кто занимается чем-то необычным и который может об этом интересно рассказать. Ищите людей, у которых есть Мечта и которые хотят что-то показать миру вокруг. Россия богата талантами». Пока же рост мероприятий есть, а качества (смысла и денег) особо нет. Нужны четкие критерии. Фестиваль, который напоминает ярмарку и к обеду сворачивается, оставляя после себя гору отходов, — это что-то другое. Событийный должен проходить минимум два дня, наполняя гостиницы, рестораны, выставки, музеи, давая заработок торговле, таксистам и прочим, что опосредованно попадает в казну.

     

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных