Пт, 22 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

Были и мифы из бронзы и стекла

И. Неверов | 05.03.2019 04:01:17
Были и мифы из бронзы и стекла

Фото Николая Черкасова

В прошлом году Юрия Дмитриевича не стало. Но на наших улицах стоят созданные им памятники выдающимся землякам. Продолжает работать Музей современной скульп­туры, который организован по его инициативе. Под музей Гришко отдал собственную мастерскую. И по-прежнему вызывает интерес великолепная станковая пластика художника.

Как раз сейчас с нею знакомятся посетители Воронежского музея имени Ивана Крамского. А в том самом липецком Музее современной скульптуры состоялся вернисаж отца и сына Криволаповых — Николая и Андрея. Этот проект был задуман самим Гришко. Он много лет дружил с этими людьми, видел в них единомышленников и соратников.

Заслуженный художник России Николай Криволапов в Курске выполняет ту же миссию, что выполнял у нас в регионе Гришко. Любому курянину известны и его памятник Пушкину, и мемориальная композиция, посвященная героям Афгана. Он наследник опыта и традиций великих русских реалистов. На выставке притягивают взгляд прежде всего захватывающие своей внутренней силой портреты из бронзы. Афанасий Фет. Писатель, лидер «лейтенантской прозы», «окопной правды» Константин Воробьев. Композитор Георгий Свиридов.

Скульптора увлекают персонажи крупные, значительные, если угодно, эпохальные. И он запечатлевает их так же крупно, но притом не лакируя, не идеализируя. Достаточно всмотреться в суровые, неуступчиво-требовательные черты Свиридова, чтобы почувствовать, насколько жестко не принимал он реальность, в которой так недостает гармонии, веры, человечности.

Однако, умея блистательно раскрыть характер, неповторимость личности, Криволапов не довольствуется этим. Каждая его модель и все они вместе воспринимаются и автором, и зрителями как символы русской творческой мощи, как воплощение единства отдельной человеческой судьбы и духовного пути страны и народа.

А рядом с этой земной, весомой, укорененной в почве подобно могучему древу бронзой — литое стекло, что так органично и уверенно подчиняет своей воле Андрей Криволапов. Кстати, в Липецке Андрей впервые выставляется вместе с отцом. Презентация выставки совпала с восьмидесятилетним юбилеем Николая Петровича. Ему не удалось на нее приехать. Так что династию представлял один Андрей.

— Выходит, сын за отца все-таки отвечает? — спросил я нашего гостя полушутя.

Он засмеялся, но ответил абсолютно серьезно:

— Иначе и быть не может. Слишком многое отец в меня вложил. Я всегда мечтал походить на него. Но понял: работая с камнем и бронзой, до него не дотянешься. Вот и выбрал стекло.

Криволапов-младший предъявляет нам произведения поистине виртуозные, поражающие свободой пластического языка. Такое впечатление, что он без малейшего напряжения находит средства, чтобы вовлечь нас в диалог о главном — о памяти, истории, душевной неуспокоенности, тяге к странствиям ради постижения сокровенных смыслов жизни.

Художник постоянно обращается к вечным книгам, вдохновляется ими, но не иллюстрирует их. У него есть циклы, навеянные «Сказками тысячи и одной ночи», «Словом о полку Игореве», «Хождением за три моря» Афанасия Никитина. Ему дано сполна ощутить обаяние древних мифов и преданий.

Культурно-исторический бэкграунд делает работы Андрея Криволапова многослойными, многозначными. Но так или иначе он вновь и вновь возвращается к сквозной для него теме — непрерывности времени, истории, что становится частью твоего личного опыта — гражданского и нравственного. То есть очень по-своему сын решает те же задачи, что и отец.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных