Вт, 10 Декабря, 2019
Липецк: +1° $ 63.72 70.50

ЦФО: десять лет поступательного развития

18.06.2010
   Как уже сообщалось, в мае институту полномочных представителей Президента Российской Федерации исполнилось 10 лет.  На протяжении  этого десятилетия неоднократно вставал вопрос о его трансформации. Многие поддерживают институт полпредов, называя его работу эффективной, а саму идею целесообразной, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Ряд экспертов  полагает, что институт полпредства контролирует ход развития регионов и помогает решать их проблемы, а также укрепляет вертикаль власти.

  Однако существует и иная точка зрения: полномочные представители уже выполнили свои обязанности, и в настоящий момент их функции четко не определены.

  Об этом, и о том, что происходит в Центральном федеральном округе  сегодня, по просьбе  редакции «Липецкой газеты» рассказал полномочный представитель Президента России в ЦФО Георгий ПОЛТАВЧЕНКО.

  — Уважаемый Георгий Сергеевич, как бы вы охарактеризовали итоги работы возглавляемого вами института полпредства в ЦФО? Что считаете своей основной заслугой за этот период, а чего пока еще не удалось достичь?

  — Самому себе оценку ставить, наверное, сложно. Совсем недавно это сделал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече со своими  полномочными представителями в округах. Если говорить о конкретных результатах работы, то, по моему мнению, главное — это наведение порядка и восстановление единого правового пространства как в стране в целом, так и в ЦФО.

  Если помните, в то время, в 2000 году, когда создавался институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, ситуация в стране была достаточно сложная. Были сильны центробежные настроения. Регионы устанавливали внутренние границы, в частности экономические. Доходило до выставления каких-то кордонов, проверок на дорогах, запрещалось вывозить либо ввозить продовольственные товары из одного региона в другой.  Возникали и другие сложные ситуации, которые требовали незамедлительного вмешательства со стороны центра. Острота подобных проблем сегодня, безусловно, снята.

  Перед институтом полпредства также ставилась задача приведения ре­гиональных законодательных актов в соответствие  с федеральным законодательством. Эта работа была успешно проделана.

  Другим, не менее важным результатом деятельности полномочных представителей Президента стало объединение регионов страны в рамках округов, а значит, и в целом по стране, в более тесно взаимодействующие экономические единицы. Сегодня я могу сказать об этом абсолютно уверенно. Вопросы, связанные с межрегиональной интеграцией, в первую очередь экономической, практически решены. Регионы очень тесно взаимодействуют как между собой в рамках округа, так и с субъектами Федерации, входящими в другие округа. Причем работают на взаимовыгодной основе.

  Хотел бы привести несколько цифр о социально-экономическом развитии округа. Примечательно то, что на ЦФО, который занимает только 3,8 процента территории России и в котором, тем не менее,  проживают  26,2 процента населения страны, приходится 26,5 процента объема промышленного производства и около трети валового внутреннего продукта Российской Федерации.

  В 2002 году, по-моему, ставилась задача по удвоению валового внутреннего продукта страны за 10 лет. ЦФО эту задачу выполнил еще в 2008 году. Но сразу оговорюсь, в основном это произошло за счет Москвы, Московской  и Белгородской областей, так как только одна Москва у нас дает 65 процентов ВВП ЦФО. В ближайшее время еще целый ряд регионов, таких как Калужская, Брянская, Курская, Липецкая области, могут сделать это.

  Самая, наверное, важная цифра, которую мне хотелось бы отметить, за период с 2000 по 2009 год в Центральном федеральном округе удалось добиться самого существенного сокращения бедности среди всех федеральных округов, почти в 3 раза. По итогам прошлого года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 13 процентов, а в 2000 году она была 36 процентов.

  Уровень благосостояния населения определяется прежде всего его денежными доходами. Ежемесячные доходы населения по округу в расчете на душу населения являются самыми высокими в Российской Федерации и составили 22,8 тысячи рублей. Если говорить о покупательной способности граждан, то сегодня среднестатистический гражданин, проживающий на территории ЦФО, может в 2 раза больше купить мяса, рыбы, молока, яиц, хлеба, картофеля и бензина, чем в 2000-м году, в 3 раза больше сахара, риса. Жители Липецкой области могут в 4 раза больше купить  макаронных изделий.

  Много говорилось о том, что Центральный округ «стареющий», приток молодых людей в большей части идет извне. За 10 лет удалось сократить коэффициент естественной убыли населения более чем в два раза,  в полтора раза увеличилась рождаемость. Продолжительность жизни при рождении в округе является самой длительной в Российской Федерации после Южного федерального округа и составляет 69 лет.

  — Какова ваша оценка инвестиционного потенциала регионов ЦФО? Задействован ли он на полную мощность или есть скрытые еще резервы?

  — Самая большая доля инвестиций в основной капитал организаций приходится на ЦФО (23,6%). За последние 10 лет их объем удвоился. Конечно, под влиянием кризиса произошло снижение инвестиций, но инвестиционная привлекательность округа продолжает сохраняться. 

  Если говорить вообще об инвестиционном потенциале ЦФО, то он сегодня составляет свыше  60 процентов от всего инвестиционного потенциала России. При этом, конечно, не надо забывать, что львиная доля приходится на московский регион, и в первую очередь на Москву. В других регионах, естественно, потенциал ниже. Но я могу сказать, что за все десять лет нашей совместной деятельности с руководителями регионов, вопросы, связанные с улучшением инвестиционной привлекательности областей, входящих в ЦФО, были одними из главных в нашей работе по социально-экономическому развитию территорий. Традиционно в этом плане (помимо Москвы и Московской области) имеют хороший результат Белгородская и Липецкая области.

  Можно говорить уже о некой тенденции: если в 2000, 2001, 2002 годах иностранных инвесторов интересовали только предприятия и экономика двух регионов – Москвы и Московской области, то сегодня они весьма внимательно изучают инвестиционный климат и возможности вложения средств в другие регионы.

  — Как вы оцениваете успехи в Центральном федеральном округе по строительству жилья, и, в частности, для молодых семей?

  — Объем работ по строительству в ЦФО рос на 5,7 процента в год. По итогам кризисного 2009 года он составил 82,9 процента к уровню 2008-го. Но, тем не менее, удалось предотвратить его снижение в Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях.

  На округ приходится  самая большая доля жилищного строительства в Российской Федерации – 31,1 процента. Центральному федеральному округу удалось более чем всем остальным округам увеличить обеспеченность жильем населения, да и жилищный фонд считается одним из наиболее благоустроенных. В Липецкой области, к примеру, достигнуты одни из самых высоких по стране показателей обеспеченности жилищного фонда центральным отоплением – 88 процентов и газом – столько же.

  Что касается программы строительства жилья для молодых людей,  то, на мой взгляд,  она весьма актуальна и важна, потому что сегодня в первую очередь молодые семьи в большей степени нуждаются в жилье во всех регионах. В каждом субъекте ЦФО есть своя программа строительства. К сожалению, финансирование, конечно, недостаточное, поэтому надо использовать не только бюджетную поддержку, но и ипотечное кредитование. Помогает, наверное, и решение правительства о возможности использования материнского капитала для жилищного строительства, для улучшения жилищных условий.

  В целом по стране на эти цели выделено около 30 миллиардов рублей.В целом могу сказать, что строительство в ЦФО все эти годы велось достаточно интенсивно. По обеспеченности жильем ЦФО занимает первое место в стране, на одного человека по статистике в ЦФО приходится  24 квадратных метра жилья. Кстати сказать, в Липецкой области  эта площадь составила 25 метров.  Конечно, это усредненная цифра, но она говорит об улучшении ситуации, хотя очевидно, что очень многие еще у нас нуждаются в жилье.

  — Георгий Сергеевич, как за эти 10 лет изменился уровень духовной жизни всех народов, живущих в Центральной России?

  — Вопрос серьезный, и цифрами на него не ответишь. В целом я могу сказать, что в определенной степени произошел сдвиг в настроениях. Я помню свои первые приезды в регионы, встречи с людьми. Тогда говорили: «Ну что ты нам привез? Привез денег, пособий детских, пенсии и так далее?» Сегодня в основном говорят: «Дайте нам работать», видя в моем лице собирательный образ всех чиновников. И это нормально. Не мешайте работать или создайте нам условия для работы. Я считаю, что это очень серьезный и главный перелом, который произошел в  настроении людей.

  Появляется больше, так сказать, гуманистической составляющей в отношениях между людьми. Растет количество различного рода общественных организаций, благотворительных мероприятий, помощи детским домам, поддержки семей и детей, оказавшихся в трудной ситуации.

  Можно уже назвать тенденцией, когда детей из детских домов и интернатов берут в приемные семьи. Причем не самые богатые семьи, а со средним достатком, а иной раз даже с невысоким доходом. Семьи, в которых уже есть по 2, по 3, по 4 своих ребенка.

  Большой интерес за эти годы пробудился к изучению истории своего родного края, к своим корням,  к основам религиозной культуры. Мне кажется, что если мы понимаем необходимость духовного развития нации, сохранения нравственных ценностей, воспитания толерантности, если у людей есть патриотическое отношение к своей родине, есть чувство единения, то мы сможем преодолеть те проблемы, которые нам создал сегодня экономический кризис.

  — Как вы оцениваете развитие и динамику малого и среднего предпринимательства в ЦФО за последнее время? 

  — В предкризисный период малый и средний бизнес развивался довольно динамично. Это выражалось как в росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства, так и увеличении их вклада в валовой продукт, наращивании инвестиций. Малое предпринимательство стало вполне весомым сектором хозяйства многих регионов ЦФО.

  Например, в Липецкой, Тульской областях на малых и средних предприятиях трудится 30 процентов всех занятых в экономике этих регионов людей, в Московской области малый и средний бизнес формировал треть экономического оборота.

  Конечно, малый и средний бизнес не мог не пострадать от финансово-экономического кризиса, резкого снижения спроса. Восстановление в целом пока идет медленно, на докризисный уровень удастся выйти тем предприятиям, которые выпускают конкурентоспособную продукцию. И все же основания для оптимизма есть.

  Безусловно, необходимо повышать стремление к цивилизованному предпринимательству именно среди молодежи. Предпринимательство – двигатель экономического прогресса, а предприимчивость – особый талант.

  — Как решается проблема с чрезмерным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ЦФО?

  — В марте-апреле  Минрегионом России проводился оперативный мониторинг ситуации с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения на местах тарифам, плате и нормативам потребления. Следует отметить, что, как правило, средние темпы изменения платежей в жилищно-коммунальной сфере по России и по регионам Центрального федерального округа близки по своим значениям.

  По полученным данным, средний процент увеличения платы за весь комплекс оказанных услуг по субъектам Российской Федерации на территории ЦФО составил порядка 17,5 процента к прошлому 2009 году. Разброс по конкретным регионам от 108—110 процентов (Белгородская область, Тверская область, Липецкая область) до 120—123,8 процента (Костромская область и город Москва). В большинстве регионов ЦФО платежи населения увеличились на 12—19 процентов, то есть ситуация не вышла за рамки установленных Правительством Российской Федерации ограничений в размере 25 процентов.

  Необходимо иметь в виду, что если в коммунальном комплексе решение принимают органы регулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то в сфере эксплуатации и ремонта жилья многоквартирных домов, определяющих жилищный фонд страны, — собственники, то есть сами граждане. А ведь это от 20 и более процентов расходов на оплату ЖКУ. Иными словами от активной позиции граждан, проживающих в многоквартирных домах, зависят и размер платы, и набор жилищных услуг в доме, которые им оказывают подрядные организации, и, в конечном счете, качество этих услуг.

  — Как вы оцениваете состояние и эффективность развития АПК в регионах ЦФО за истекший период времени?

  — На Центральный федеральный округ  приходится 22,5 процента общего объема производства продукции сельского хозяйства России. Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей хозяйства Центрального округа с численностью сельского населения свыше 7 миллионов человек. 

  За последние 10 лет  производство продукции сельского хозяйства в округе увеличилось почти на 42 процента. Наибольший прирост за этот период был в растениеводстве, он составил 57 процентов. Рост производства продукции животноводства в округе был менее значительный и составил 24,6 процента. Производство скота и птицы на убой увеличилось в 1,7 раза по округу. А в Липецкой  области производство скота и птицы выросло в 2,1 раза — до 177, 7 тысячи тонн в 2009 году. По некоторым  другим показателям Липецкая область тоже опередила среднеокружные цифры. Так, например, валовые сборы зерновых культур у липчан выросли в несколько раз, зернобобовых — в 1,7 раза, масличных культур — в  3,4 раза.

  Конечно, мощный толчок развитию АПК дал национальный проект, но хочу обратить ваше внимание на то, что в регионах ЦФО и до объявления нацпроекта осуществлялась масштабная деятельность для достижения качественного роста в аграрном секторе сельских территорий. В сущности, мероприятия нацпроекта открыли новые возможности на селе, позволили по-другому взглянуть на кажущиеся до этого нерешаемыми проблемы, оценить наш аграрный потенциал.

  Основная задача отрасли — производство продукции, востребованной на рынке, работа «под потребителя», а также привлечение инвестиций в те сектора сельского хозяйства, где необходимо импортозамещение.

  Разумеется, не все наши регионы имеют одинаковую «стартовую» базу для реализации этих целей. Наши черноземные регионы — это, прежде всего, Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области — располагают значительным аграрным потенциалом, в максимальной степени реализуют свои преимущества в сельскохозяйственном производстве. Аграрное направление – это исторически сложившаяся специализация данных территорий. Во второй, «северной», если можно так назвать, части округа – нечерноземной зоне — ведение сельского хозяйства затруднено. Поэтому для нас и сегодня, и в предыдущие годы приоритетом остается межрегиональная интеграция в агропромышленном комплексе. С момента образования федерального округа на протяжении всех десяти лет проводится целенаправленная планомерная работа по налаживанию хозяйственных связей, активизации взаимовыгодного сотрудничества во всех отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей индустрии. 

  Сейчас в регионах разрабатываются региональные программы по производству и потреблению основных продуктов питания или же региональные программы продовольственной безопасности с общей системой показателей и обоснованием расчетов прогнозных балансов на период до 2012 года. Я считаю это направление работы тоже чрезвычайно важным.

  Публикацию подготовил Виктор Смирнов
Одним из «локомотивов» экономического развития ЦФО по праву считается Липецкая область.

Одним из «локомотивов» экономического развития ЦФО по праву считается Липецкая область.

Одним из «локомотивов» экономического развития ЦФО по праву считается Липецкая область.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных