Пн, 19 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Жизнь, наполненная премьерами

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru | 30.12.2018

Год театра в Липецком драматическом ознаменуется юбилеями. 80-летие отметят народный артист России Виталий Пономарев и художник-декоратор Нина Курбатова, стоявшие у истоков театра, выпустившие первую его премьеру в декабре 2000 года. И сегодня коллектив невозможно представить без этих талантливых и добрых людей.

Про шаржи и тягу к творчеству

У Виталия Пономарева более 300 ролей, признание публики и любовь коллег. Даже тот, кто нечасто бывает в театре, что-нибудь да слышал про актера, не только играющего на сцене, но и пишущего картины, рисующего дружеские шаржи. Заядлый рыбак, в живописи он отдает предпочтение пейзажам и организовал уже две персональные выставки.

— Шаржей у меня штук сто. Они дороги мне как память о насыщенной театральной жизни. Почти все рождались в так называемый застольный период, когда мы читали очередную новую пьесу. Каждый, слушая коллег и прочитывая слова своего героя, не следит за собой, вовлеченный в процесс рождения спектакля, — раскрывает Виталий Васильевич секреты театральной кухни. — Эта непосредственность и запечатлена на бумаге.

Да, забавны шаржи Виталия Пономарева на коллег из Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого, который он когда-то строил, таская кирпичи на стройплощадке, на сцене которого стал мастером и признанным талантом, с труппой которого исколесил всю страну.

Он поддержал и новый сокольский театр, влившись в его труппу и щедро делясь опытом с начинающими актерами.

— Виталий Васильевич Пономарев — наш талисман, — утверждает директор Липецкого драматического театра Галина Кулешова. — Он пришел сюда, имея почетное звание народного артиста России, оставив академический театр, в котором состоялся. Это был рискованный эксперимент, но, сыграв в «Хануме» на открытии первого сезона, он, любимый зрителем, до сих пор остается на сцене. Виталий Васильевич — добрый и искренний человек. Никогда никого не подводит, всегда помогает коллегам в работе над ролью. Такому отношению к делу он учит и наших молодых актеров.

Каковы сегодня надежды и чаяния Виталия Пономарева? Сыновья его уже состоялись. Старший Сергей — художник. Младший Олег — заслуженный артист России и художественный руководитель Липецкого государственного театра кукол. Переживает Виталий Васильевич только за внуков. Старший, Артем Олегович, хотя и уважал театральную сцену и даже играл в папиных постановках, все же с большим трепетом относился к братьям нашим меньшим, поэтому получил профессию ветеринара в Воронежском государственном аграрном университете и продолжает обучение в аспирантуре. Младший, Глеб Олегович, ему еще двенадцать, думает о том, что хорошо бы стать президентом страны. Да, у парня далеко идущие планы. И в этом он берет пример с отца и деда.

Про клещи и другие важные вещи

В театре без бутафории не обойтись. Поэтому только здесь можно встретить художника-декоратора. Этой профессии Нина Курбатова посвятила почти два десятка лет.

— В последнее время для оформления спектаклей стали заказывать баннеры. А раньше все так называемые задники (фон, на котором разворачивается действие постановки) мы расписывали вручную, растянув ткань на полу в фойе ДК, — вспоминает Нина Ивановна. — Зад­ник для спектакля «Ханума», которым открыли первый сезон театра, девятнадцать метров шириной и девять с половиной метров длиной, делили на три части и лишь после того, как расписали каждую, соединили на швейной машинке. На это ушло почти два месяца. Мне тогда помогал младший сын Андрей.

Кстати, и старший сын Нины Ивановны Сергей унаследовал мамин талант. Сыновья окончили Орловское художественное училище и трудятся в сфере рекламы. А внуки, Никита и Антон, учатся на худграфе Липецкого педуниверситета.

Сама Нина Ивановна шестьдесят лет назад выбрала профессию художника-оформителя. К этому подтолкнули занятия в изостудии. Но поскольку она была старшей в своей многодетной семье, отец не отпустил помощницу Нину в Пензенское художественное училище. Пришлось получить рабочую профессию и устроиться на завод «Свободный сокол». Трудясь машинистом насосных установок, Нина Ивановна окончила в Липецке годичные курсы художников-оформителей. Между прочим, живопись ей преподавал сам Виктор Сорокин.

— Тогда в каждом заводском цехе была своя художественная мастерская, — вспоминает Нина Ивановна. — И радиаторный, где я работала, не исключение. Наш художник, Виктор Дмитриевич Панкратов, часто просил меня помочь ему в оформлении наглядной агитации. А перед праздниками нас приглашали помогать оформлять ДК «Сокол».

Эта работа стала настоящей школой профессионального мастерства, пройдя которую Нина Курбатова стала художником сокольского ДК, а когда здесь открыли театр, освои­ла множество побочных технологий.

— В работе приходится использовать ткани, поролон, пенопласт, клей, краски, проволоку, плоскогубцы, клещи… Я перенесла в театральную мастерскую весь свой чердак, — шутит она. — Когда-то сыновья открывали в нашем доме мастерскую по изготовлению рекламы. Она просуществовала два года. Все, что не понадобилось после, отнесли на чердак. А нам с коллегой, Галиной Седовой, очень даже пригодилось. Лет мне много, но дома оставаться не хочу. Театр — это жизнь, всегда наполненная чем-то новым. А премьер ждут не только зрители...

Фото Сергея Кожевникова

Фото Сергея Кожевникова

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова

Фото Сергея Кожевникова Фото Павла Острякова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных