Пн, 22 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Посвящается землякам

И. Неверов | 26.12.2018

Пожилая деревенская женщина отрешенно смотрит куда-то за рамку холста. Вспоминает о прожитом и пережитом — о молодости, любви, войне, об утратах и несбывшихся ожиданиях? Черный платок. Руки с набухшими венами сложены на коленях. Так обычно сидят люди, знающие цену недолгому отдыху от трудов и забот, к которым неизбежно придется вернуться.

В традициях передвижников

Портреты, пейзажи, натюрморты Николая Сысоева органично смотрелись бы рядом с полотнами передвижников — Сурикова, Репина. Он работал так, будто между ним и мастерами русского классического искусства не пролегли годы торжества модернистов-авангардистов. Он явно не мог согласиться с тем, что живописцы должны создавать свои параллельные миры, мало связанные с подлинным, реальным миром.

Но вот парадокс. В областном краеведческом музее на днях открылась выставка, приуроченная к столетнему юбилею Николая Александровича. А в соседнем зале демонстрируются произведения, безусловно, любопытного, яркого зарубежного автора. Он интригует публику поисками визуального эквивалента джазовых импровизаций, ритмов, синкоп. Это занятно, красиво и эффектно. Но знакомство с «джазовой» экспозицией оставляет ощущение, что ты погрыз печенье — приятно на вкус, да голод не утоляет. Зато посмотрев два с половиной десятка картин, а также графику Сысоева, ты словно бы попробовал ароматную ржаную краюху, что насыщает по-настоящему.

Помнить свои корни

На такое сравнение я решаюсь еще и потому, что Сысоев, выросший в селе Сланское нынешнего Лев-Толстовского района, до конца дней сберег память о своих крестьянских корнях. Он упорно вглядывался в лица и судьбы обитателей русской глубинки, испытывая к ним не просто творческий интерес, но глубокое уважение и любовь.

Одна из наиболее известных сысоевских работ — многофигурная тематическая композиция «Коллективизация». Она родилась из его детских и отроческих впечатлений. Те же изначально свойственные Сысоеву черты реалиста (я бы обошелся здесь без прилагательного «социалистический») определяют дух и суть всех работ на камерной, но эмоционально на редкость насыщенной выставке.

История большой любви

Картины эти подарены музею Ниной Скорубской. Она была замечательным живописцем, но притом еще и преданной подругой, а потом хранительницей творческого наследия Николая Александровича. Здесь стоит добавить: в нынешнем году исполнился и вековой юбилей самой Нины Васильевны. Так вот, после первой же большой посмертной выставки Сысоева с примечательным девизом «Посвящается землякам» Скорубская отобрала ряд холстов для липецкого музея. А остальные передала в галерею, что носит имя ее мужа, на малой родине Николая Александровича — во Льве Толстом.

Отдельный примечательный сюжет — история их любви, их семьи. Девушка из Белоруссии и паренек из черноземного села Сланское учились в Москве. Но в огромном городе Нине и Николаю не суждено было встретиться. Познакомились они уже во время войны в далеком Самарканде. Напрягавшая все силы в борьбе с врагом страна берегла талантливых людей, даже совсем молодых.

Кстати

После победного мая 45-го Сысоев и Скорубская много и увлеченно работали. Николай Александрович часто приезжал в Лев Толстой и родное Сланское. Земля детства подпитывала его творческую энергию, и он жадно писал и портреты земляков, и милые сердцу места. Часть этих картин и рисунков сегодня и предлагается вниманию посетителей музея.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных