lg.lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 октября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Образование 

Союз учителя и ученика

04.10.2018 "Липецкая газета". Ольга Журавлева
// Образование
Фото Геннадия Логунова

Эти ребята понимают своего учителя с полуслова — такое впечатление сложилось от урока физкультуры, который корреспонденты «Липецкой газеты» посетили в 44-м липецком лицее. Настолько слаженным оказалось взаимодействие педагога и его учеников. Всего один хлопок в ладоши, сделанный учителем, и ребята уже перестроились в другую позицию, готовы выполнять следующее упражнение. Для Наталии Викторовны Валуйкиной, без малого тридцать лет отдавшей себя школе, самое главное — это найти с учениками взаимопонимание, вот тогда все получится.

Элементы фитнеса


Первые движения она показывает медленно, чтобы все уловили суть. Затем немного увеличивает темп. Наталия Викторовна отрабатывает с ребятами элементный фитнес. На такие уроки они приходят заниматься в малый зал с зеркалами, где каждый может увидеть свои ошибки, проследить за правильным выполнением упражнений. Приставные шаги, приседания, прыжки — все это без труда выполняют десятиклассники. А учитель напоминает им о необходимости контролировать дыхание, чтобы оно не сбивалось.


Для Наталии Валуйкиной важно, чтобы каждый ребенок получал посильную для него нагрузку исходя из его индивидуальных особенностей, состояния здоровья. «Арина, ты можешь отдохнуть, смотри по самочувствию», — педагог разрешает сделать паузу, знает, кому это особенно необходимо. Способным и физически развитым ребятам иногда дает возможность самим ненадолго оказаться в роли учителя — продемонстрировать классу упражнения и технику их выполнения.


10 «Б» — класс математический, учебная нагрузка у ребят большая, многие уже начали готовиться к поступлению в вузы. В такое непростое для детей время особенно нужна физкультура, убеждена Наталия Викторовна. Движение — залог здоровья.


На ее уроках нет монотонного повторения упражнений. Это четко разработанный и продуманный комплекс двигательной активности. Свои инструкции Наталия Викторовна сопровождает пояснениями, для чего нужно то или иное упражнение, какую группу мышц оно развивает. «Укрепляем спину, держим планку, теперь переходим к упражнениям на пресс. Следим за корпусом, спину не прогибаем, не поднимаем». При выполнении заданий учитель призывает ребят смотреть в зеркала: «Во время приседаний колено за носок не выходит». Ведь только при соблюдении техники можно достичь необходимого оздоровительного эффекта. После напряжения мышц даются задания на расслабление.


Потомственный педагог


После урока мы беседуем с Наталией Валуйкиной о ее педагогическом опыте. Пример учительской профессии был у нее с детства: родители — учителя математики и физики, и две ее сестры тоже связали свою жизнь с математикой. Все предпосылки пойти учиться на физмат были и у Наталии Викторовны. Но так получилось, что в десять лет она поступила в спортивный класс 47-й школы, специализировавшийся на легкой атлетике, что и предопределило ее дальнейшую педагогическую судьбу. Она быстро достигла успехов в спорте, и уже к старшим классам стало понятно, что учиться на физмате и одновременно тренироваться девушка не сможет. Тогда и было принято решение поступать на спортфак. Во время учебы Наталия Валуйкина не раз выступала на соревнованиях за пединститут, а также за город и область, стала кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Когда-то мечтала о профессии специалиста по лечебной физкультуре, но после учебы пришла работать в школу и теперь себя где-то на другом месте просто не представляет. Четверть века она отдала 44-му лицею, где воспитала уже не одно поколение юных спортсменов. Сейчас по ее стопам идет и четырнадцатилетний сын Егор, который, как и мама, занимается легкой атлетикой, а любовь к математике унаследовал от дедушки и бабушки.


Важен каждый


В своей школе Наталия Викторовна ведет активную методическую работу, возглавляет кафедру физической культуры. Подготовить отчеты об успеваемости учащихся, о деятельности кафедры несложно, она не боится бумажной работы. Принимает участие в заседаниях городского методического объединения по физкультуре, с удовольствием делится своими наработками и перенимает опыт коллег. А еще Наталия Валуйкина является наставницей уже не для одного поколения студентов ЛГПУ, приходящих в лицей на педагогическую практику.


За годы работы Наталия Викторовна поняла, что подход к урокам не может быть одинаковым.


— Ученики одного и того же класса порой приходят на занятия с разным настроем, — говорит она. — Иногда довольные и счастливые — понимают меня с полуслова, а иногда и уставшие, чем-то расстроенные. Я сразу стараюсь это уловить и перестроиться.


Индивидуальный подход к каждому ученику особенно важен на уроках физкультуры. Есть ослабленные дети, за которыми нужно наблюдать, даже смотреть за изменением цвета лица. Есть ребята, которые по состоянию здоровья относятся к спецгруппе, для них разрабатывается отдельная нагрузка. Но многим школьникам, несмотря на ограничения, больше нравится заниматься в основной группе. Здесь уже учителю приходится проявлять гибкость.


— Все дети очень разные, — замечает Наталия Викторовна. — Есть всесторонне развитые, им одинаково легко даются учеба и спорт, они умеют организовать ум, тело и дух. Вообще, эти качества даны всем, просто надо уметь их развивать. Но есть, конечно, дети очень умные, но при этом физически совсем неразвитые.


Пробудить интерес


Наталия Валуйкина давно пришла к выводу, что одна из основных задач учителя — заинтересовать учеников. Для этого в лицее при ее непосредственном участии разработали специальные модульные программы: в начальной школе на уроках физкультуры ввели танцевальные элементы и фитнес-аэробику, в старших классах — занятия в тренажерном зале, степ-аэробику. Результат этих нововведений не заставил себя долго ждать. Дети стали приходить на уроки с большим желанием, ведь инновационные направления школьникам гораздо интереснее, чем монотонная работа. К тому же ребята сами предлагают какие-то свои идеи. И начинает действовать союз педагога и учащегося, а значит, одна из основных целей работы учителя достигнута. И уж коли этот союз найден, его, по мнению Наталии Викторовны, ни в коем случае нельзя потерять. В лицее придумали еще один способ привлечения внимания учеников к физической активности. Для всех желающих открыт спортивный клуб «Гармония», где постоянно проходят внутришкольные соревнования по шахматам, шашкам, баскетболу. Ребята выступают за свои классы, и, конечно, у них есть цель — не подвести коллектив. Это тоже существенный мотивирующий фактор.


Неотъемлемой частью работы педагога уже больше десяти лет является участие в ежегодных летних тренировочных сборах, которые проходят в лагере «Лукоморье». Многие лицеисты ездят туда каждый год начиная с пятого класса, влюбляются в лагерь, с удовольствием играют в лапту, снайперов.


Надо сказать, что деятельность Наталии Валуйкиной по подготовке учащихся к различным соревнованиям очень обширна. Начиная от всероссийских соревнований по ГТО, спартакиад, олимпиады по физической культуре, ежегодной эстафеты на призы «Липецкой газеты», посвященной Дню Победы, и заканчивая Президентскими состязаниями. В последних результаты воспитанников Наталии Викторовны неизменно высоки. Не так давно они вернулись из Анапы с третьим местом по России. При этом в соревнованиях принимали участие команды из 80 регионов страны!


Многие считают, что физкультура — предмет второстепенный, не основной. Но без двигательной активности не будет и здоровья, той базы, на которую уже ложатся все остальные знания, умения и навыки, приобретаемые в школе. Вот по этим объективным причинам игнорировать физическое воспитание в учебном процессе ни в коем случае нельзя. А при правильном подходе к детям и к урокам интерес к физкультуре не иссякнет и к старшим классам.


— Главное — любить детей, любить свою профессию, — убеждена Наталия Валуйкина. — Без этого в школе делать нечего. Ну а дальше — «бороться и искать, найти и не сдаваться». Порой, честно признаюсь, одолевали мысли уйти из школы. Но сразу возникал вопрос: куда я пойду, что буду делать? Я не могу сидеть за столом с девяти утра до шести вечера, мне нужно двигаться. Да и куда я без моих учеников?


И она, преодолевая все трудности, невероятную занятость, напряженный ритм работы, связанный с постоянным участием в сборах, соревнованиях, остается верна своей профессии, своим ученикам. А редкие свободные моменты посвящает любимому увлечению — рукоделию. Порой ночи напролет вяжет, вышивает, плетет из бисера. Это занятие спасает Наталию Викторовну от профессионального выгорания, дает силы работать дальше все так же, с полной отдачей.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 23 октября 2018 г.
Погода в Липецке День: +9 C°  Ночь: +7 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх