Ср, 20 Февраля, 2019
Липецк: -10° $ 66.25 74.91

Полтора столетия в пути

Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru | 04.08.2018

Сегодня после реструктуризации в системе РЖД депо официально значится как сервисное отделение «Грязи» сервисного локомотивного депо «Воронеж» филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис». Это структурное подразделение крупнейшего подрядчика РЖД, специализирующегося на ремонте и сервисном обслуживании локомотивов.

От Козлова до Воронежа

Диапазон деятельности филиала огромен — шесть областей, оборудованы тринадцать сервисных депо, а также участки и отделения, пункты технического обслуживания. Грязинское отделение занимается мелким и текущим ремонтом локомотивов. В частности, здесь действует единственный на ЮВЖД цех по восстановлению автосцепных устройств.

«И от восхода до заката не счесть неповторимых вех, лети, мой поезд, вдаль крылато, без промедлений и помех!» С этих поэтических строк началось в районном Центре культуры торжественное собрание, посвященное круглой дате и славной череде трудов и свершений машинистов и ремонтников Грязинского депо.

Строительство железнодорожной ветки от Рязани до Козлова открылось весной 1865 года, а принята в эксплуатацию она была через год. Тогда и началась история ЮВЖД. В том же году Министерством путей сообщения был утвержден проект прокладки дороги от Козлова до Воронежа. Неподалеку от села Грязи в это же время было возведено деревянное локомотивное здание и несколько сараев. Так начиналось само депо.

Железная дорога — свидетельница всех государственных дел в мирное и военное время. Можно сказать, вся история России и СССР прошла здесь, через железнодорожный узел промелькнули и ушли в прошлое миллионы людских судеб. В былые годы в депо «Грязи» трудилось до полутора тысяч человек, а закрепленных паровозов числилось до 130. Потом появились тепловозы, электровозы. Обслуживание их вели мастера своего дела, ответственные и дисциплинированные, за 150 лет их было пять-шесть поколений. Целые династии грязинцев прошли через депо, есть они и теперь. Много замечательных людей среди них.

История в лицах

Сергей Александрович Леонов отработал в депо 40 лет, на пенсии с 1991 года. Начал трудовую деятельность на Дальнем Востоке, но большую часть отработал здесь, и почти все годы — машинистом. Машинистом был и его отец, во время войны при налете немцев на станцию он был тяжело ранен, но и будучи инвалидом, трудился на предприятии.

Валентин Дмитриевич Аристов — почетный железнодорожник, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета». Был кочегаром паровоза, десять лет отработал в Сибири старшим машинистом, в 1969 году вернулся в Грязи и до 1994 года водил поезда.

Еще один наш собеседник — Борис Михайлович Батищев, единственный на сегодня по всей ЮВЖД Герой Социалистического Труда (а в Грязях их было четыре) — остальные уже завершили земной путь.

— Всю жизнь — в депо! — восклицает он. — Отец ушел на фронт, я единственный кормилец в семье. Рос у железной дороги, а потому в детстве мечтал, видя мчащиеся мимо паровозы, стать кочегаром. Но в депо требовались слесари. Стал учеником слесаря, прошел курсы помощника машиниста, кочегарил, а потом перешел в машинисты паровоза. Первое августа для меня особый день — в этот день в 1959 году в возрасте 32 лет мне присвоили звание Героя Соцтруда, Указ подписал Климент Ворошилов. Можно сказать, я стал первым железнодорожником, удостоенным такой чести в новообразованной Липецкой области.

В юбилейный день копилка наград Бориса Михайловича пополнилась: он получил благодарность дирекции тяги ЮВЖД, которую вручил ему руководитель дирекции Андрей Чистяков.

А вот несколько слов от представителя поколения тех, кто сегодня трудится в депо. Машинист-инструктор Владимир Шаталов:

— Я в депо с 1983 года. Был помощником машиниста, машинистом, сегодня — машинист-инструктор по тормозам. Предприятие работает, дело поставлено четко. Единственное, что огорчает: в результате структурных изменений участок стал небольшим, а раньше он был — депо. Обслуживаем пассажирское движение в направлениях Грязи — Рязань, Грязи — Узоново, ведем напряженные маневровые работы на станциях Казинка и Чугун, водим грузовые поезда до Россоши. Работы хватает. На участке сегодня трудятся 356 человек, есть династии — Симоновых, Черкасовых, Мякотных. Если говорить о показателях, то за последний месяц выработка составила 102 процента, грузоперевозки, локомотиво-километры выполняем, правда, были проблемы по показателю технической скорости по участкам. Но это связано с массовыми пассажирскими перевозками в период чемпионата мира. Скорость перевозок немного упала. Все остальные показатели выполняются четко...

Твердый характер

Наверное, в день юбилея больше всех волновался нынешний директор сервисного участка «Грязи» Валерий Ролдугин. И есть отчего: в адрес коллектива было высказано немало добрых слов, люди получили много наград, в том числе от администрации области и областного Совета депутатов.

— У нас трудятся замечательные специалисты, да ведь иначе и нельзя — наше производство серьезное, ответственность высочайшая, — так оценил он труд коллектива.

Кстати, сам Ролдугин в депо более 40 лет, а его наставниками были Борис Михайлович Батищев, Валентин Дмитриевич Аристов, Александр Матвеевич Сокольский и другие ветераны с уникальными судьбами и трудовыми заслугами. Звание железнодорожник ко многому обязывает, а потому все они — люди сильного духа, твердого характера, высокого профессио­нализма.

И еще...

Тружеников депо сердечно поблагодарил за труд от имени руководства района заместитель главы районной администрации Валерий Попов, который сам 27 лет отработал на железной дороге.

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных