lg.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 июля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

А городничий-то раскаивается...

07.07.2018 "Липецкая газета". Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Фото Геннадия Логунова

Помните, в финале «Ревизора» Гоголя городничий, обращаясь к собравшимся в его доме, восклицает: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!». Негодует? Упрекает? Обличает? И то, и другое, и третье, да еще, кажется, и раскаивается этот герой в том, что живет не по совести, в спектакле, поставленном по пьесе классика художественным руководителем Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Сергеем Бобровским под занавес сезона.


На качелях судьбы


По его мнению, Гоголь и сегодня звучит современно, потому что поднятые им темы актуальны и для нас.


— Почему так происходит? Потому что, наверное, мир не изменился, — рассуждает режиссер. — У Гоголя все построено на человеческих страстях. То есть грехи — это наши страсти. А они присущи каждому человеку и не меняются. И Гоголь написал о наших страстях и грехах, которые мы наследуем от наших праотцов, и это вечно. Мы никогда не готовы к ревизору в духовном смысле.


Об этом и говорил классик. Конечно, прежде всего в делах выражается наша мораль, наша нравственность, наша духовная составляющая. К чему ты призван, что ты делаешь, как ты делаешь? Пьеса ставит эти вопросы вслед за всей христианской православной традицией. От ответа не уйдешь, и все герои держат своеобразный экзамен.


И прежде всего городничий, которому режиссер дает возможность исправиться. Эта история именно про него. Это становится понятно в финале, когда на сцене снова появляются два персонажа, которых нет у Гоголя. Два инкогнито, закольцовывая композицию спектакля, на разных языках произносят одну и ту же фразу: «Если Бог хочет наказать человека, он отнимает у него разум».


— Даже если он не сошел с ума в буквальном смысле, он на грани. Он пытается исправить свои ошибки, которые накопил за жизнь, — объясняет Сергей Бобровский. — Я не люб­лю людей приговаривать. Мне хочется, чтобы были «качели» греховности и добрых дел: очнись вовремя, почувствуй, что ты не прав.


Это посыл еще к одному персонажу, которого нет в пьесе Гоголя. Это сумасшедший. Он присутствует в начале спектакля, появляется в середине и в финале.


— Это персонаж российского пространства. Это мающаяся русская душа, которая готова к протестам, — продолжает режиссер. — В городе грехов нельзя не сойти с ума. Это тема перегибов и жертв. Кто-то жирует, а кто-то голодает. Если кто-то творит несправедливость, значит есть жертва. Не надо усматривать в этом вопрос или претензию к какой-то реальной власти. Я это на дух не переношу, и Гоголь писал не про это. И я не противоречу автору, когда привожу своего городничего к попытке раскаяния.


Столица против провинции


А что же Хлестаков? У Бобровского он призван показать, как пошлость XIX века сталкивается с современной пошлостью. И тогда, и сейчас есть развитое, отделенное от всей страны пространство столиц и забытые Богом места. Таков уездный городок, где случайно оказались проездом из Петербурга Хлестаков и его слуга Осип, одетые художником Оксаной Столбинской по последней, современной, моде. Ограниченность же общества, в которое попали молодые люди, серость городской жизни подчеркивают даже наряды местных дам, одетых в одинаковые платья одного неяркого тона. А как заговорят, в речи каждого слышится особенное, протяжное г-э-э .


— Если кому-то покажется, что эта история про Липецк, это неправильно. Специфический говор объединяет героев интонационно, — рассказывает режиссер. — «Г» фрикативное звучит просторечно. На этом фоне выделяются правильно говорящий судья, потому что он нездешний, немец, который почти не говорит, хохол, говорящий на украинском языке. Немец и хохол есть в «Женитьбе». Эти спектакли, в некотором смысле, дилогия, потому что и в «Ревизоре» — продолжение того же русского пространства.


Хлестаков у Бобровского временами предстает в полубредовом состоянии, и непонятно, происходит ли с ним что-то на самом деле или ситуации разыгрываются только в его голове. И этому есть объяснение.


— Гоголь — великий фантаст и далеко не натуралист. У него все очень выпукло. Поэтому важно было найти форму для выражения его магической фантазии, — объясняет такой ход режиссер. — Я преклоняюсь перед ним как художником. Это какой-то вершинный человек. В его произведениях такой сплав чистоты, мудрости, просто божественной художественной ткани. Важно было «незабытовить» его. Ведь к «Ревизору» зачастую относятся как к бытовой комедии «про их нравы».


Хлестаков и Осип показывают разрыв между столицей и провинцией. Он существует до сих пор в силу пространства, отсутствия информации, наследованной ментальности, привычек людей. Я не хочу сказать, что это плохо. Многообразие народных традиций — наше богатство. Если бы мы были маленькой страной, у нас не было бы таких чудес одновременного существования бесконечных культур, в чем-то, может быть, недостаточно развитых, — уверен Сергей Бобровский.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 23 сентября 2018 г.
Погода в Липецке День: +18 C°  Ночь: +15 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Притяжение малой родины

Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru // Общество

Сентябрьские хлопоты

Михаил Зарников // Сельское хозяйство

Элита индустрии страны

Михаил Михайлов // Экономика
  Вверх