lg.lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 июня 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Образование 

Каким уйдешь со школьного двора

30.06.2018 "Липецкая газета". Елена Бредис, lbredis@mail.ru
// Образование
Счастливая пора детства, но за нею последует взрослая жизнь. Ее принципы мы закладываем сегодня.

Почему в одну школу дети утром бегут со всех ног, а посещение другой превращается для них в тяжкий крест? Что нужно сделать для того, чтобы школа на самом деле стала для ребенка вторым домом, а для родителей — верным другом и помощником? Своими размышлениями на эту тему делится заместитель директора липецкой школы № 47, учитель немецкого языка Игорь Катасонов.


Детскость никто не отменял


— Посреди огромного вороха бумаг и документации возникает великий соблазн именно этим вещам и уделять все свое внимание. А что? Все аккуратно заполнил, написал все отчеты и программы и живи спокойно. Но настоящий учитель понимает, что это — дело второстепенное. Что главное — это работа с детьми, а не с бумажками и чиновниками, — уверен педагог. — Если учитель расставит приоритеты, то у него времени будет хватать и на то, и на другое, и на третье. Мы же идем в школу ради детей, а не ради отчетности.


У меня в социальных сетях масса друзей, учащихся нашей школы. Мы там обсуждаем какие-то насущные проблемы, возникающие вопросы. Да, сегодня дети не могут в любой момент остаться после уроков, чтобы вживую поговорить об этом. Значит, учителю надо перестраиваться и искать возможность как можно чаще быть с ними на связи. Это не отмена живого общения, это дополнительный ресурс.


Сейчас модно говорить, что дети, мол, стали другими. Да, они лучше разбираются в новых технологиях, они лучше нас ориентируются в Интернете. Но души-то у них остались такими же, какими были десять, двадцать, тридцать лет назад. Я очень люблю слово «детскость», его ведь никто не отменял. И от нас, взрослых, во многом зависит, чтобы наши ученики не утратили эту детскость раньше времени.


Говорят, что дети стали более прагматичными. Но я бы уточнил: более прагматичными стали их родители, которые очень рано начинают ориентировать свое чадо на конкретную специальность, зачастую не выясняя, что интересно самому ребенку. Очень хорошо, что сейчас помимо ЕГЭ ввели всероссийские проверочные работы по другим предметам. Начинается постепенный возврат к серьезному фундаментальному образованию, которое у нас когда-то было.


Когда мы с учителями разговариваем, то приходим к выводу, что с детьми работать гораздо легче, чем с родителями. Нынешние родители — это поколение девяностых. Им все подай на блюдечке с голубой каемочкой, им все должна школа. А что должны родители? Отдать в школу ребенка и забыть про него? Позиция потребителей. И что мы можем требовать с ребенка, если дома его учат одному, а здесь — другому.


Воспоминание о воспитании


О воспитании, неразрывно связанном с образованием, конкретно сказали только в новом законе об образовании. А до этого двадцать лет о нем и не вспоминали, поскольку во главу угла были поставлены «образовательные услуги». Воспитанием по собственной инициативе занимались отдельные школы. Например, сорок первая школа сохранила сильную пионерскую организацию, у нас, в сорок седьмой, уже пятнадцать лет действует ученическое самоуправление и тоже пионерская организация. Первое время дети это самоуправление воспринимали как игру. Но год за годом система выстраивалась: что-то лишнее и ненужное отбрасывалось, в практической работе зарождалось новое и необходимое. И только спустя пятнадцать лет я могу сказать, что уже есть полная отдача. Теперь не я подхожу к ребятам с идеями и предложениями, а они ко мне: нам еще вот такое мероприятие нужно, а у нас еще такого конкурса не было. И я понимаю, что они не просто так идут, а потому что им самим это интересно.


Мы это поощряем и, набирая детей в десятый класс, учитываем не только оценки, но и то, как ребенок проявил себя в жизни школы, насколько он активен и инициативен. Это не формальность, такая жизнь самим ребятам больше нравится. Сейчас у нас школьный актив, которым я просто восхищаюсь. Но для этого потребовались годы работы. Конечно, у нас есть свои недоработки. На кого в первую очередь обращаешь внимание? На одаренных ребят и на тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. При этом остается та «средняя» прослойка, до которой порой руки не доходят. Банально не хватает времени, а это неправильно. И вот тут нам предстоит еще немало потрудиться.


У нас очень насыщенная вне­школьная деятельность, кружки и секции, что называется, на любой вкус. Практически все бесплатно. И дети с удовольствием занимаются. Но многие вынуждены сразу после школы бежать домой, потому что родители чуть ли не с первого-второго класса начинают нанимать репетиторов. Я этого не понимаю: начальная школа, малыши только-только втягиваются в учебу, еще ни о чем нельзя судить, зачем же так спешить и перегружать детей? Мы сами лишаем их той самой детскости, о которой я говорил. Ладно, в старших классах это еще можно понять. Мы вот раньше проводили заседание актива после уроков, а теперь проводим утром до уроков, поскольку им надо успеть к нескольким репетиторам. Я понимаю, будущий успех, карьера, но как же мы их обделяем! И кто сказал, что именно отличник, окончив потом престижный вуз, станет счастливым и состоявшимся человеком? Успех и счастье — не одно и то же.


Платный успех и бесплатное счастье


Я усвоил это еще со времен общения со Сталем Анатольевичем Шмаковым. Да и в своей работе я опираюсь на его педагогические принципы. Потому что его педагогика — добрая и радостная, веселая и увлекательная, душевная и сближающая. И когда ты строишь отношения с детьми на этих принципах, то дети отвечают тебе доверием и полной творческой самоотдачей. Он дал мне очень много простых, но мудрых советов, типа: будь всегда самим собой, никогда не делай за детей то, что они могут сделать сами. Кстати, у нас в школе сохраняются и дежурства по этажам, и дежурства в классе, и дежурства в столовой. Это же полный бред — считать такой труд нарушением прав детей! А каким образом вы собираетесь воспитывать их без привлечения к общественно полезному труду? Да, они у нас участвуют в уборке школьной территории, у нас есть то, что раньше называлось летней практикой. И поверьте, детям все это нравится! Как может проходить процесс взросления, если взрослые продолжают все за них делать, если дети ни за что не отвечают? Я часто возвращаюсь к трудам Шмакова, перечитываю советы, которые он давал. Они до сих пор очень жизненны и актуальны.


Если вспомнить, что мне дали школа и мои учителя, то это, прежде всего, понимание того, как надо жить, как надо выстраивать отношения с людьми, как важно найти свое призвание. Как говорится, занимайся любимым делом, и ты никогда не будешь работать. Очень хочется, чтобы наша школа тоже помогла ребятам найти себя. У нас уже больше двух лет работают разные направления добровольчества. И я заметил, что наиболее активно участвуют в этом далеко не отличники. Но это дети с очень доброй и отзывчивой душой, и они искренне увлечены этой работой.


А если говорить об оценке детей и работы школы только по успеваемости, то вот вам наглядный пример. Встречаешь на улице бывших выпускников, отличника и троечника. Как думаете, кто поздоровается? Правильно, троечник. И на первое сентября продолжают регулярно приходить отнюдь не выпускники-отличники. Может, потому что они большую часть времени проводили с репетиторами, а их менее успешные ровесники жили жизнью школы. И, если честно, я не знаю, что важнее и кто из них счастливее будет в жизни.


В тандеме с родителями


Конечно, когда мы работаем в тандеме с родителями, то результат достигается гораздо быстрее. Есть замечательные мамы и папы, которые из школы буквально не вылезают. Но ведь есть и такие, которых я за весь год не могу ни разу увидеть: они не ходят на собрания, не отвечают на телефонные звонки. С ними очень трудно. Но все равно мы планомерно стараемся объединить детей, родителей и школу. У нас проходит конкурс «Семья года», потом — «Родословная семьи года». Замечательный конкурс «Минута славы моей семьи». До сих пор помню, как мама, папа и ребенок загримировались и исполнили на сцене негритянский танец. Это было потрясающе!


У нас есть Управляющий совет, в который входят три ученика, три родителя и три учителя. И всегда первое слово предоставляется детям потому, что мы работаем для них, и нам важно знать в первую очередь их мнение, услышать их инициативы. Недавно обсуждался вопрос перехода на пятидневку. Изначально дети сами предложили это, а потом сами же и отказались. Это был очень интересный процесс выбора оптимального решения! Да, пятидневка — это два выходных, что очень соблазнительно. Но когда ребята стали серьезно анализировать последствия такого варианта, то поняли, что из-за увеличения количества уроков в ежедневном расписании, они уже не смогут посещать кружки и секции, участвовать в школьной жизни. И пришли к выводу, что шестидневка все же лучше. Именно так и происходит взросление.


Не лидер, а гражданин


У нас есть президент школы, который выбирается на год, есть премьер-министр, есть совет старост. И президент знает, что он должен выражать волю и интересы «народа», то есть учащихся школы. Мне кажется очень важным то, что мы не пытаемся воспитывать лидеров, мы просто хотим развить у ребят активную гражданскую позицию, хотим показать, что с такой позицией их собственная жизнь становится намного интереснее. Мы получаем много писем, в которых выпускники благодарят нас за наши «уроки». Уже уйдя из школы, они продолжают активно участвовать в жизни вузов, потому что по-другому уже не могут. И без всяких специальных «карьерных устремлений» они добиваются больших успехов. Хотя, по большому счету, они просто живут так, как им интересно. А когда совпадают смыслы жизни человека и гражданского общества — это уже победа. И я счастлив, что к этой победе причастны и мы.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 июля 2018 г.
Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Крепить командный дух

Нина Вострикова // Общество

Для учебы и спорта

Кирилл Васильев // Общество

Вместе ради детей

Елена Таравкова // Общество

Нескучный асфальт

Ольга Журавлева // Общество

Цветы здесь больше не растут...

Ольга Титова // Общество
  Вверх