lg.lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 мая 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Образование 

Как пережить ЕГЭ

31.05.2018 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Образование
Фото Николая Черкасова

Спросите у родителей, что значит сдача ЕГЭ, и большинство вам скажет, что испытание не из простых. Где взять деньги, чтобы оплатить репетиторов, как распределить время ребенка, чтобы он ко всем этим репетиторам успел? А главное, неотвязный и панический вопрос: сдаст, не сдаст, на сколько баллов? Можно ли что-то сделать, чтобы этот период стал менее травматичным? Именно об этом беседа с нашим постоянным консультантом, психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой.


— Не будем забывать, что помимо ЕГЭ есть еще и экзамены в девятом классе. А с четвертого начинаются итоговые годовые контрольные, вокруг которых в школах тоже ажиотаж. Причем результаты этих контрольных важны только для самих школ как критерий их работы, а детям эти оценки порой даже в журнал не ставят. Родители должны это понимать и не поддаваться искусственному ажиотажу. И уж тем более не погружать детей в состояние стресса. Я не понимаю повышенную родительскую тревожность по этому поводу, ведь сейчас учеников практически не оставляют на второй год. Так в чем дело?


— Может, дело в том, что родители находятся под сильным влиянием учителей?


— Безусловно. С одной стороны, авторитет учителя очень важен для ребенка, и родители этот авторитет должны поддерживать. С другой стороны, надо же и свою голову на плечах иметь. Если вы заметили такой ажиотаж, спокойно объясните ребенку, что никакой судьбоносной роли эта контрольная в его жизни не играет, просто надо собраться и написать. А если возникнут проблемы, то за лето вы успеете их решить, позанимавшись. Не надо смотреть на учителя, как кролик на удава. Я выскажу даже такую крамольную мысль: иногда бывают случаи, когда учитель ведет себя так, что его авторитет просто необходимо развенчать в глазах ребенка, чтобы уберечь подростка от психологической травмы. Увы, и такие горе-педагоги встречаются.


Мы выбираем, нас выбирают…


— Екатерина Андреевна, сегодня зачастую и вуз, и профессию «подгоняют» под полученные баллы. Мало набрал? Ну пойдем туда, где проходной балл самый низкий. О каком выборе профессии, о каком призвании можно говорить?


— Я бы вообще предостерегла родителей от таких разговоров. Подростку в шестнадцать-семнадцать лет интересно очень многое, и это нормально. Только сверх одаренные единицы могут в этом возрасте сказать «Я буду музыкантом» или «Я буду математиком». Да и у них потом могут возникнуть иные предпочтения. Лично я вообще против слишком ранней профессиональной ориентации, которая сейчас вошла в моду.


— Но как же тогда быть?


— Давайте сначала посмотрим, как оно есть, а уж потом будем думать, как быть. Сейчас чаще всего именно родители решают, какую специальность выбрать, в какой вуз поступать, каких репетиторов нанимать. Причем руководствуются они не интересами и склонностями ребенка, а престижностью будущей профессии и размером зарплаты. У меня как-то на приеме была женщина, которая сказала: «Я хочу, чтобы моя дочь поступила в мединститут». А дочь-то, спрашиваю, хочет? «Нет, не хочет». А вы, интересуюсь, когда-нибудь хотели стать врачом? «Нет, не хотела». Просто кто-то ей сказал, что быть врачом — это выгодно и престижно, и она все уже за свою дочь решила. И ей не важно, что дочь терпеть не может химию с биологией.


Не живите чужой жизнью


— И все-таки чем объяснить такую повышенную нер­возность родителей даже задолго до самого ЕГЭ?


— На мой взгляд, собственной внутренней нереализованностью. Кто-то в свое время не смог получить высшее образование, кто-то считает себя неудачником, кто-то мечтал стать архитектором, но так и не стал. И все свои несбывшие­ся мечты они хотят теперь реализовать в детях. Иными словами, они хотят прожить за детей их жизнь. Вот отсюда и нервотрепка, и ажиотаж. Ведь если мой ребенок не поступит в архитектурный, это все равно что я «провалился» на экзаменах. Если вообще не поступит в вуз, то проживет такую же «серую» жизнь, как я, останется неудачником. Но все это не более чем «глюки», которые застряли в родительских головах. Чей-то ребенок может получить среднее образование, стать прекрасным профессионалом и прожить яркую, интересную жизнь. Кто-то, «провалившись» в архитектурный, может поступить на геолого-разведывательный и реализовать свою собственную мечту. Да, это будет не та жизнь, которую «запланировали» ему родители, но это будет его жизнь.


— Но мы же понимаем, что родители хотят «как лучше»…


— Вопрос: для кого? Для ребенка или для себя? Если родителям не хватало в жизни стабильности и комфорта, то это вовсе не означает, что их ребенок будет нуждаться в том же самом. Возможно, профессия геолога — тяжелая, далекая от комфорта и не самая оплачиваемая — на самом деле наполнит его жизнь смыслом. Не надо отождествлять себя со своими детьми. Помните, уже лет в пятнадцать-шестнадцать наступает момент, когда они должны от вас отделиться. И дальше вы можете только сопровождать их по жизни, помогать им. И то лишь в тех пределах, которые они сами определят.


Никогда не поздно


— А вы не допускаете, что родителями руководит банальный страх за будущее детей, за их материальное благосостояние? И в наше время это вполне объяснимо…


— Опять же можно посмотреть глубже. Детство этих родителей пришлось на перестройку с ее пустыми прилавками, подростковый возраст — на лихие девяностые, когда их собственные родители не знали, где и как заработать. Это страхи, которые укоренились с самого раннего возраста. Теперь вопрос: имеют ли эти страхи реальное отношение к их собственным детям? Сегодня на самом деле масса возможностей заработать, получая удовольствие от собственной деятельности. Надо только не бояться прислушаться к себе. Я знаю учительницу математики, которая увлеклась техникой «крейзи-вул» и стала делать потрясающе красивую одежду. Сейчас она получает не только удовольствие от творчества, но и очень приличный доход. Более того, в музее прикладного искусства ее родного города устроили выставку-дефиле из ее работ. Кстати, женщина была уже в солидном возрасте, когда решилась кардинально сменить вид деятельности. И не пожалела. Никогда не поздно пройти курсы повышения квалификации и найти для себя новую нишу. Никогда не поздно освоить новую профессию, если прежняя тебе неинтересна. И поверьте, деньги пойдут только к тому, кто любит дело, которым занимается. Потому что такой человек постоянно профессионально растет.


Разговор вместо диктата


— Одна из причин детско-родительского невроза кроется еще и в бесконечной беготне по репетиторам, в установке на получение самых высоких баллов. С этим-то что делать?


— В огромном количестве случаев такое обилие репетиторов просто не обязательно. Это перестраховка родителей, которые заранее предусматривают разные варианты вузов и профессий «на всякий случай». А выливается это в хроническую усталость у детей, в апатию и нежелание вообще заниматься. Что касается установки на самые высокие баллы по всем предметам, то это, опять же, желание взрослых доказать самим себе, что у них самый способный и одаренный ребенок. Надо быть очень мудрым родителем, чтобы спокойно признать: мой ребенок — гуманитарий, поэтому по математике ему достаточно получить тройку.


— Но как же все-таки сделать окончательный выбор?


— А просто сесть и спокойно поговорить. О том, что больше всего интересует, увлекает, чем нравится заниматься. Попробуйте обсудить, в какой профессии эти интересы и увлечения можно было бы объединить. И постарайтесь услышать, что говорит вам ребенок. Если к концу девятого класса он говорит, что уже ничего не хочет, значит, он безумно устал. Так что страшного в том, чтобы вместо подготовки к ЕГЭ поступить в колледж на факультет, который покажется интересным? Высшее образование никуда от вашего чада не уйдет. Захочет — поступит после колледжа. Но это образование не стоит здоровья.


— Насколько жесткие требования надо предъявлять к учебе в старших классах?


— Сложный вопрос. В пятнадцать-семнадцать лет учеба по естественным психологическим причинам отходит на второй план, и с этим надо смириться. Но и пускать все на самотек тоже нельзя, определенные границы необходимы. Просто надо спокойно объяснить, что от этого последнего рывка многое зависит. Поверьте, влюбленность и учебу можно совмещать.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 25 июня 2018 г.
Погода в Липецке День: +16 C°  Ночь: +14 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Не бойтесь шагать вперед

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование

// Общество

// Общество

// Сельское хозяйство

// Общество
  Вверх