Ср, 23 Января, 2019
Липецк: -20° $ 66.55 75.55

Тайна гранитного памятника

Михаил Корольков, председатель Липецкого отделения Общества охраны памятников истории и культуры | 08.05.2018

На Евдокиевском кладбище Липецка есть гранитный памятник, на одной его стороне выбито несколько слов об умершем липецком купце, на другой лишь одна строка: «ПРОВОДЕЛОВ». Над нею чем-то острым нацарапана почти нечитаемая надпись: «Летчик-истребитель». Очевидно, однополчане не нашли подходящего материала для надгробия и использовали старый чужой камень.

Неожиданная находка

В ноябре 2011 года, собирая данные о липецких купцах, архивист Николай Селезнев, писатель Сергей Юров и я посетили Евдокиевское кладбище и обнаружили перелицованный памятник. Захотелось побольше узнать о Проводелове. В «Книге памяти липчан, погибших в Великой Отечественной войне» указаны его имя и отчество — Николай Михайлович, год рождения — 1920, летчик, погиб в августе 1942 г., похоронен: г. Липецк, пл. Героев.

Как известно, братские могилы с Преображенского и Евдокиевского кладбищ были перенесены в 18 братских могил мемориала на площади Героев. На плите могилы № 5 значится строка «Проводелов А.М.», то есть первый инициал не такой, как в Книге памяти. Потом выяснится, что и в фамилии допущена ошибка.

В этом году я решил наконец разобраться, что к чему. В базе данных Минобороны РФ оказалось множество статей, где упоминается «Праводелов» (в первом слоге «а» вместо «о»). Теперь можно достаточно полно представить жизнь Николая Михайловича.

Путь воина

Он родился в 1920 году в деревне Нагорное, что в Горьковской области. В 1937-м вступил в комсомол, в 1940-м призван в РККА, в 1941-м — кандидат в члены ВКП (б). В Великой Отечественной участвовал с 20 августа 1941 года.

Первая награда пилота 153-го истребительного авиаполка (ИАП) сержанта Праводелова — орден Красной Звезды — получена 27-го декабря того же года за успешные боевые вылеты на штурмовку противника (Ленинградский фронт). В наградном листе представлены одиннадцать описаний подвигов и заслуг летчика. Вот одно из них:

«Смелый и отважный летчик-истребитель с сентября месяца 1941 г. произвел 36 боевых вылетов. Имеет 14 эффективных вылетов на штурмовку, которые подтверждены наземным командованием и разведкой. Так, например: 5 октября при штурмовке автоколонны в поселке Стрельно прямым попаданием бомб уничтожил две автомашины и одну зенитную точку, которая вела интенсивный огонь по нашим самолетам. 10 октября в р-не Стрельно бомбами подавил артиллерийскую батарею и пулеметным огнем уничтожил до 30 солдат. 16 октября при штурмовке ж.-д. эшелонов на ст. Кайтенъярви прямым попаданием бомб уничтожил три зенитных пулемета и произвел пять атак по эшелонам с войсками противника, чем нанес большой урон врагу…»

После переформирования 153-го ИАП он направляется на Воронежский фронт, где в течение июля 1942 г. успешно уничтожает врага. За проявленные мужество и отвагу в борьбе с германскими оккупантами командованием фронта представлен к награде и приказом войскам Воронежского фронта по 2-й воздушной армии лейтенант Николай Праводелов, пилот 153-го истребительного авиационного полка 244-й авиационной дивизии, награжден орденом Отечественной войны I степени (20.01.1943 г.).

В наградном листе отмечено: Праводелов имеет 65 боевых вылетов. Из них 23 полета на штурмовые действия войск и объектов противника и шесть полетов на разведку войск противника. Имеет два лично сбитых самолета противника и один в паре.

Громил фашистские самолеты

«Однажды ему было поручено разведать расположения войск противника в р-не ст. Мга, метеоусловия были очень плохие, но, невзирая на это, тов. Праводелов пробрался к объекту противника, где было обнаружено большое скопление автомашин с людским составом и, несмотря на сильный зенитный огонь, тов. Праводелов уничтожил пулеметным огнем до 5 автомашин и до 50 фашистов. В этом полете его самолет был очень сильно поврежден, но, благодаря мужеству и отваге летчика, самолет был сохранен и благополучно приземлен на свой аэродром...

…Участвуя с 29.06.42 г. в боях против германских оккупантов на Воронежском фронте, т. Праводелов, презирая страх, не щадя ни сил, ни жизни, со всей ненавистью уничтожает фашистские самолеты».

Под непрерывными бомбежками противником наших аэродромов 153-й ИАП перебазировался на аэродромы Липецка 5 июля 1942 года, а 185-й ИАП — в Тамбов. Воронежский писатель Валентин Котюх в исследовании «Истребительные авиационные полки генерала Горбацевича» приводит описание ряда боевых эпизодов, в которых участвовали Праводелов и его товарищи:

«С новых аэродромов продолжалась борьба с врагом. Десятого июля семь летчиков, ведомые капитаном Кирсановым, сопровождают советские бомбардировщики. Известно, что на выполнение боевого задания шли Авдеев, Карпухин, Никитин, Милехин, Праводелов и лейтенант Мухин. В районе Воронежа пилоты встретили двенадцать «мессершмитов». В небе над городом на глазах пехотинцев завязался бой. От метких попаданий капитана Кирсанова один «мессершмит» загорелся и упал в двух километрах западнее Отрожки. Старший лейтенант Кисляков сбил два МЕ-109ф. Четвертого «стервятника» сбили летчики сообща». 

Награду получить не успел...

Второй орден Праводелову вручить не успели. В журнале списка потерь без указания даты одна строка: «разбился при катастрофе» и место захоронения:«г. Липецк Воронежской области, старое кладбище».

Трагическая случайность прервала боевой путь летчика. В 22 года он обрел вечный покой на липецкой земле… Остается один вопрос: проводилось ли его перезахоронение из одиночной могилы в братскую? Без соответствующих документов получить ответ невозможно. Вероятно, что эти документы просто не составлялись.

Но давайте запомним имя этого мужественного воина: летчик-истребитель лейтенант Праводелов Николай Михайлович. Он заслужил право на память.