Ср, 20 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36

Обратясь к океанам народной души

Александра Панина | 03.04.2018

Первая встреча цикла была посвящена знаменательному событию — 15-летию создания Липецкой епархии. В зале собрались представители духовенства, регенты, ценители духовной музыки. Программа концерта уникальна — по сути это новое явление в музыкальной жизни Липецка.

В первом отделении слушателям были представлены произведения Дмитрия Бортнянского, Александра Архангельского, Павла Чеснокова, Юрия Фалика, Валерия Калистратова. В исполнении Липецкого камерного хора под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Игоря Цилина прозвучали сочинения русских композиторов четырех столетий.

Зрители услышали тропари и молитвы к Пресвятой Богородице, древнерусский духовный стих «Воззвала душа», отрывок из концертной «Элегии» «Храм Твой, Господи, в небесах», литургию Иоанна Златоуста, которая прекрасно звучит как в храмах, так и с концертной сцены. О такой музыке композитор Сергей Рахманинов говорил: «Это произведения, обласканные океанами народной души».

Во втором отделении впервые на липецкой земле прозвучала кантата «Stabat Mater» митрополита Илариона (Алфеева) в исполнении камерного хора, симфонического оркестра, детского сводного хора школы искусств № 6. Это произведение из четырех частей было создано духовным композитором в 2011 году. Несмотря на сложность замысла, публика восприняла кантату с большой сердечной теплотой. Голгофа, крестные страдания —Иисуса ­Христа, горе Его Благочестивой Матери, стоявшей у распятия, явственно воплощенные в музыкальные образы, произвели на слушателей неизгладимое впечатление.

— Митрополит Волоколамский Иларион, к сожалению, не смог приехать на концерт, но передал свое послание митрополиту Липецкому и Задонскому Никону, зрителям концерта духовной музыки, — сказал, обращаясь к залу, наместник Древне-Успенского монастыря в Липецке игумен Митрофан (Шкурин). — За многовековую историю создания этого текста он был положен на музыку более 250 раз. Несмотря на то, что в основе либретто лежит канонический латинский текст, он созвучен с православным текстом Страстной седмицы, особенно канон «На плач Пресвятой Богородицы». Это единственное произведение, составленное в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом), которое читается в церкви священником или архиереем от лица Божией Матери.

«Не имея возможности лично присутствовать на концерте, я всегда ношу в сердце молитву о благословенной липецкой земле, встрече с Высокопреосвященным митрополитом Никоном, верующими, всеми липчанами, — написал митрополит Иларион в своем послании. — Несмотря на то, что прошло более 10 лет, как я был в последний раз на липецкой земле, и в молитве, и в сердце, и в творчестве вы по-прежнему со мной».

И еще...

Как отмечает создатель уникальной кантаты, главное послание его духовной музыки — это вера в Крест Христов, Воскресение Спасителя, выражение любви и упование на милосердие Божие, которое изливается в ответ на обращение к Нему через молитву к Богу друг о друге.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных