Сб, 23 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

Какая драма без любви?

Ольга Васильева | 03.03.2018

Жанр новой постановки режиссер, заслуженный артист России Николай Чебыкин определять не спешит: «Когда делаешь это заранее, возникают некоторые сложности. Ты начинаешь сразу вставляться в этот жанр, что ограничивает режиссера и актеров. Лучше вначале интуитивно понять, в каком направлении двигаться. Ограничение должно быть условным, чтобы оставалось место для импровизации».

В этот раз импровизировать решили, взяв две пьесы Ивана Тургенева. «Разговор на большой дороге» и «Неосторожность» составили два действия премьерного спектакля. Первая дала ему название, другая практически никогда не ставилась. Это и определило выбор режиссера.

— Тургенева можно назвать одним из родоначальников русской драматургии. У него с десяток пьес, но знаем мы только «Месяц в деревне», — продолжает режиссер. — Пьеса «Разговор на большой дороге» посвящена другу Тургенева, актеру Малого театра Прову Садовскому, который одновременно мог выступать в нескольких амплуа: комика, простака, характерного актера. Так вот, однажды Садовский в присутствии Тургенева рассказывал истории из крестьянской жизни, ярко изображая персонажей с характерным местным говором, и Тургенев, попавший под обаяние актера, написал для него пьесу, где Садовский сыграл всех трех персонажей. Спектакль имел успех, но после пьеса не ставилась.

Своя история и у пьесы «Неосторожность». Она явно написана под влиянием гастролировавших во времена Тургенева в Москве и Санкт-Петербурге французских и итальянских опер, а также переведенных на русский язык пьес зарубежных авторов, которые охотно ставили на театральных подмостках в первой половине XIX века. По воспоминаниям современников, свою пьесу «Неосторожность», действие которой разворачивется в Испании, Тургенев показал друзьям. Ему сказали, что описанное в пьесе нисколько не похоже на Испанию. Но для Тургенева, считавшего себя большим драматургом, это было неважно: он рассказал о любви, настоящей страсти, а эта солнечная страна очень соответствовала развитию событий в пьесе.

— Сложность этой драматургии в том, что Тургенев описательный автор, а пьеса — это действие. Его там маловато, — признается Николай Чебыкин. — Сюжет несложный. Едут люди и о чем-то говорят. Три разных характера на сцене — это интересно. Для второй части спектакля нашли прямо противоположное решение — любовные страсти с драматической развязкой. Героиня воспитывалась в монастыре в любви к Богу и благочестии, верна мужу и сложившемуся жизненному укладу. Почему она пострадала? Вопрос для зрителей.

Но, по словам режиссера, он постарался сделать в известном смысле шутку, водевиль. И сам автор настаивал на том, что действие пьесы насквозь театральное, не про реальную жизнь. Все происходит в театре, страсти разыгрывают артисты, поэтому на сцене среди декораций — ящики с реквизитом.

И ЕЩЕ...

Премьерный спектакль «Разговор на большой дороге» по пьесам И.С. Тургенева продолжает цикл постановок театра по русской классике. Он посвящен 200-летию писателя, которое мы отметим в октябре этого года.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных