lg.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 февраля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

Талант: дар или наказание?

08.02.2018 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество

Думаю, что большинство родителей, которые смотрят программу «Лучше всех», начинают испытывать комплекс неполноценности. Ну как же, на экране трехлетний малыш обыгрывает в шахматы гроссмейстера, двухлетний знает все созвездия, четырехлетний говорит на иностранных языках. Поневоле начнешь сравнивать и переживать: выходит, у нас-то растет серая посредственность! И тут же захочется выявить у своего ребенка какие-нибудь особенные дарования и немедленно начать их развивать. Конечно, я понимаю, что такое желание возникнет далеко не у всех. Так все-таки, одаренный ребенок — это счастье или сплошные проблемы? Об этом беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой.

— Понимаете, для начала надо разделить понятия одаренности, таланта и гения. Гениев — единицы, они своим даром создают то, что остается на века. Да, их жизнь не укладывается в рамки жизни обычных людей. И далеко не всегда эта жизнь складывается счастливо. Но гениальность — это не только дар свыше, это еще и бремя. Поэтому вряд ли стоит мечтать, чтобы ваш ребенок вырос гением. Талант — это уже меньшая степень дарования, но, опять же, для его развития требуется колоссальный труд, способность жертвовать многими радостями и удовольствиями. При этом то, что приносят в наш мир эти люди, на века не остается, несмотря на все жертвы. Об этом тоже надо помнить, в том числе и родителям. Что же касается одаренности, то она есть у каждого ребенка.


Мода на раннее развитие


— Да, но ведь очень трудно определить, в чем именно одарен ребенок…


— Согласна, трудно. Тем более что маленькие дети, обладая исследовательским инстинктом, очень быстро увлекаются всем, что им предлагают, и начинают делать успехи. Но не факт, что на следующем этапе эти успехи будут столь же окрыляющими, а ребенок будет так же увлекаться тем, чем он занимается. Не исключено, что он увлечется чем-то совершенно другим.


— Так что же делать?


— Во-первых, я бы посоветовала отказаться от моды на слишком раннее развитие. Это же бред, начинать учить двухлетнего ребенка английскому, когда он еще и по-русски толком не говорит. Тем более если речь идет об одном занятии в неделю, а в семье никто английский не знает. Малышу гораздо важнее быть рядом с мамой, играть с ней. Когда я слышу, что трехлетнего ребенка уже таскают по разным кружкам и студиям, у меня возникает подозрение, что мама просто не знает, как с ним общаться, и боится оставаться наедине. Конечно, если вы видите, что такой малыш всякий раз начинает ритмично двигаться под музыку, это может свидетельствовать о том, что у него есть способности к танцам, и на это стоит обратить внимание. А вообще, годам к шести-семи дети уже начинают понимать, что им нравится и что им интересно. В этом возрасте они уже могут делать какой-то выбор.


— И тем не менее, надо знать, что предложить ребенку.


— А для этого надо понимать, что он представляет собой как личность. Если ребенок интроверт, то есть, погружен в себя, то нелепо отдавать его в драмкружок или выбирать для него командные виды спорта. А у нас ведь как обычно поступают: «Ой, он такой замкнутый, надо его как-то растормошить». Или: «Ой, он такой шустрый непоседа, надо отдать его в шахматный кружок». Нельзя ломать природу ребенка! Лучше присмотритесь к ней и постарайтесь понять, что именно будет ему по душе. У одного будут успехи только в индивидуальных видах спорта, у другого — только в командных. Один будет счастлив часами сидеть за пианино, а другой будет нуждаться в общении с большим коллективом.


Амбиции родителей


— Я знаю случаи, когда родители, обнаружив в ребенке талант, начинают всю ставку делать на это дарование. В итоге его лишают и детства, и юности, поскольку все свободное время он или занимается музыкой, или решает шахматные задачи, или играет в большой теннис…


— Это пример нарциссизма родителей, когда они собственные амбиции пытаются реализовать через ребенка. Они не понимают, что в подростковом возрасте девочки должны учиться общаться с мальчиками, а мальчики — с девочками, что этот опыт необходим для последующего выстраивания отношений. Потом дети таких амбициозных родителей вырастают, мамы находят им жен или мужей, но ничего хорошего из этой семейной жизни не получается. Более того, такие мамы очень любят чувствовать себя жертвами по принципу: «Я на тебя всю жизнь положила». Старайтесь чувствовать своего ребенка. И если вы видите, что в какой-то момент ему важнее не заниматься на скрипочке, а пойти в кино с девочкой, не начинайте взывать к его совести и напоминать о грядущем конкурсе. В конце концов, что вам важнее: чтобы он завоевал Гран-при или просто рос счастливым человеком? Поверьте, если музыка — это его, то он непременно все наверстает и всего добьется, но не в ущерб своей жизни. Самое преступное — это пытаться прожить эту жизнь за него или вообще оградить его от жизни.


— Есть и другая категория родителей, которые убеждены, что чем больше кружков и секций посещают их дети, тем лучше…


— Да, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота, а за кружок по рисованью тоже все голосовали». На самом деле такие родители за «всесторонним развитием ребенка» прячут свое равнодушие к тому, что именно ему интересно и нравится. Более того, как правило, они и понятия не имеют, насколько профессионально ведутся занятия во всех этих кружках и секциях. Это своего рода оправдание для самого себя: «Вот сколько я для своего ребенка делаю! Он у меня и английский изучает, и рисует, и танцует, и спортом занимается, и в музыкальную школу ходит». А живет-то он когда? Когда гоняет с мальчишками во дворе, когда шушукается с девчонками на скамеечке? Ведь не так сложно понять, чем именно ребенок на самом деле увлечен, а чем занимается только потому, что этого хочет мама.


— А если ребенок целыми днями слоняется по квартире или играет в компьютере? Ну не интересно ему ничего, не хочет он ничем заниматься… Может, и дарований-то у него никаких нет.


— Это означает только одно: он не интересен своим родителям. Бывают такие, которые говорят: «Пусть себе растет, как растет. Мы выросли, и он вырастет». Опять же, если папа лежит с пивом на диване перед телевизором и при этом убеждает сына заняться спортом, то вряд ли эти убеждения сработают. Если вы хотите выявить наклонности, дарования ребенка, вам неизбежно придется включаться в его занятия и музыкой, и спортом, и рисованием. Поначалу ребенку необходимо видеть вашу заинтересованность, вашу готовность помочь и поддержать. Не может быть так, чтобы его ничего не интересовало и не увлекало, чтобы у него не было никаких дарований. Просто родители не сумели ему ничего предложить.


Важное в жизни


— А как вы относитесь к профессиональным династиям?


— С одной стороны, тут есть явный плюс, поскольку имеет место передача накопленного опыта. С другой стороны, получается так, что жизненная дорога детей и внуков предопределена. Если, скажем, дедушка был выдающимся врачом, то у них уже нет иного пути, кроме как в медицинский институт. Причем в семье это как бы и не обсуждается, а ребенку с раннего детства говорят: «Вот вырастешь, станешь врачом, как дедушка и папа». И не важно, что у малыша может быть скрытый талант пианиста или вокалиста, все равно он будет усердно заниматься химией и биологией, потому что за него все уже решили еще до его рождения. Но вряд ли этот ребенок, став взрослым, будет счастливым. В нем все время будет жить ощущение собственной нереализованности, ощущение того, что он прошел в этой жизни мимо чего-то важного.


— Екатерина Андреевна, у вас двое детей, и наверняка есть свой опыт. Вы не могли бы поделиться им с нашими читателями?


— Это мой опыт, не факт, что он всем подойдет. Ну, например, я очень мечтала, чтобы мои девочки танцевали. Я четыре года подряд записывала старшую в танцевальный кружок, а она оттуда «выписывалась». Правда, я и не настаивала. А потом она определилась, что хочет рисовать и заниматься английским. Прекрасно, мы нашли замечательных педагогов, она с удовольствием посещает занятия. Младшая на танцы походила, но потом отказалась. Да и я была недовольна атмосферой в коллективе и установкой на конкурсы. Зато вскоре она стала проситься в цирковую студию. Если хочешь, если просишь — я все организую. Но! Когда они определились, я начала строго спрашивать результаты. Нет, я никогда не буду сравнивать их с другими детьми, но свой собственный результат они должны получить. Если младшая вдруг говорит: «А давай сегодня пропустим», я отвечаю, что либо мы вообще бросаем, либо не пропускаем. Потому что я три раза в неделю вожу ее по вечерам на Тракторный, какой бы усталой я ни была. Если я вижу, что старшая за урок по рисованию ничего не сделала, я провожу серьезную беседу. Потому что я оплачиваю эти занятия, я по первому требованию покупаю хорошие краски, кисти, бумагу. Поэтому объяснения типа «я задумалась» или «мне не хотелось» меня не устраивают. Ребенок с детства должен уяснить, что результата можно добиться только трудом.


И еще...


Ребенок не должен бояться ошибок. Этот панический страх может отбить напрочь охоту к учебе. Давайте возможность ошибаться и помогайте в исправлении ошибок.


Никогда не сравнивайте с другими. Пусть ребенок будет самим собой. И любите его таким, какой он есть. Так он будет уверен в вашей поддержке в любой жизненной ситуации. Хвалите за личные достижения. Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Но не забывайте и о критике. Иногда ее необходимо сочетать с похвалами.


Запомните, что ваш ребенок — это не ваша копия. Он не будет учиться так же, как вы когда-то. Примите это как должное. Не ругайте и не называйте обидными словами за неспособность что-то выполнить. Оказывайте больше внимания ребенку. Радуйтесь с ним даже самым маленьким успехам, не отчитывайте за неудачи. Будьте во всем другом. И тогда даже сокровенное малыш будет доверять именно вам, а не друзьям во дворе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 24 февраля 2018 г.
Погода в Липецке День: -24 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вырастить сад души

Анастасия Карташова // Общество

Кто голосовал над Гавайями?

Сергей Кибальниченко // Выборы-2018

Подвиг в наследство

Андрей Снегов // Общество
  Вверх