lg.lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 декабря 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление потребительского рынка
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Образование 

Новая старая школа

23.12.2017 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Образование

Недавно в Липецке отмечали столетие со дня рождения выдающегося педагога, автора уникального метода, впоследствии получившего название «Липецкий опыт», Константина Александровича Москаленко. На научно-практической конференции в ЛГПУ по этому поводу выступал доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО Михаил Богуславский, один из ведущих российских специалистов по методологии, теории и истории образования. Он согласился ответить на вопросы нашего обозревателя.


И так получилось, что наше общение почти совпало с бурным обсуждением выступления школьника из Уренгоя в Бундестаге по поводу «невинно убиенного немца».


— Михаил Викторович, как вы это расцениваете?


— Это говорит об инерционности процессов в нашем образовании. Либеральное направление, по которому еще совсем недавно оно двигалось, сейчас оценивается иначе. Но, видимо, там, на Севере, откуда приехал в Бундестаг со своим выступлением юноша, образование по инерции все еще катится по либеральным рельсам. Если бы юноша с такой речью выступил в девяностые годы, ему бы все аплодировали. А сейчас молодой человек оказался в конфронтации не только с государственной идеологией, но и с общественным мнением. А кто виноват? Школа, учителя, которые вовремя этого не почувствовали и продолжали работать по старой либеральной инерции.


— В прежние времена на шутливый вопрос: «Напомни, кто из исторических деятелей был Наполеон, а кто — Бонапарт?» даже от законченного двоечника можно было услышать: «Ты что? Это же один человек». А вот современная молодежь ответить может не всегда. Выходит, советский второгодник был подготовлен лучше?


— В этом нет ничего удивительного. В советские времена в школе на уроках истории, когда рассказывалось о войне 1812 года, о Куликовской битве или Сталинградском сражении, давалось очень много фактов и понятий. Советские школьники все это учили, и фактаж этот в итоге твердо знали всю жизнь. Потом в 1990-е в угоду либеральным идеям в школе была принята модель развивающего обучения — во главу угла поставлены развитие мышления, способность к самостоятельному обучению. Предполагалось, что факты учащиеся получат «из воздуха». Ладно, Наполеон, а Великая Отечественная ­война, а ее важнейшие сражения? Наивно было рассчитывать, что современные родители дома будут серьезно говорить с детьми об этом. Хотя бы потому, что сами, к сожалению, мало знают, поскольку сформировались в девяностые годы. Понятно, что из «ничего» не может взяться «что-то».


— Выходит, произошла деградация?


— На это в мире смотрят по-разному. В Финляндии вообще сейчас считают, что знания не нужны, поскольку необходимую информацию в любой момент можно взять из Интернета. А нужны всевозможные компетенции, навыки, умение общаться, сотрудничать. Понятно, что сейчас совсем другая жизнь. В Москве в метро на весь вагон один студент, сидящий с учебником, один пенсионер с бесплатной газетой, все остальные — с гаджетами. Кто-то играет, кто-то читает, кто-то переписывается... Впрочем, процент активно читающих детей во все времена был примерно одинаков.


— Лично меня очень волнует разнообразие программ. Из-за некоторых таких программ родители первоклашек сидят до ночи с домашними заданиями. И уже не знаешь, какую школу выбирать…


— Могу вас успокоить: сейчас взят курс на существенное уменьшение вариативности — одна программа, один учебник, школа только по месту жительства. Но надо понимать, что полного возврата к прошлому не может быть. Советская школа стремилась «хорошо научить всех всему». Но это оказалось нереально и, главное, не нужно. То, что начинает происходить сейчас, я называю ретроинновацией. Это определенный возврат к тому, что было, но уже на совершенно ином уровне. Безусловно, нам есть что заимствовать из советской школы 1970–80-х. Как и в 90-е годы мы много взяли из дореволюционной системы образования (гимназии, лицеи, религиозное обучение).


Если говорить о ретроинновациях, то мы сейчас движемся в двух направлениях. Первое — это техническое оснащение школ, желательно, на самом современном уровне, второе — в большой степени возврат к советской системе образования. Вернулась астрономия, вернется и черчение, убирается ранее введенный второй иностранный язык... Вернули школьное сочинение, с этого учебного года даже с оценкой грамотности, возродили «зеленые патрули» экологической направленности, вновь массово сдаются нормативы комплекса «Готов к труду и обороне»... То есть позиции, вынутые из системы российского образования в начале девяностых, сегодня в школу постепенно возвращаются.


Главное, делать это разумно и профессионально. А еще надо помнить, что внедрение любой ретроинновации требует серьезной переподготовки учителей.


— Да, фигура педагога и личный контакт с учеником играют важное значение в воспитании ребенка...


— Сейчас у нас делается упор на патриотическое воспитание. Это гражданский патриотизм, военный патриотизм и православный патриотизм. Что же касается фигуры учителя, то и сегодня наверняка есть учителя-кумиры, примеры для нравственного подражания. И это мифы, что молодежь не хочет идти работать в школу. Просто не так-то легко туда попасть. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области уже лет пять нет в школах свободных вакансий.


— Вы не считаете, что у нас образование делится на элитарное и простонародное?


— Это происходило ровно двадцать пять лет назад, когда появились элитные лицеи и гимназии, частные школы-пансионы, а рядом с ними существовали настоящие «школьные гетто». Сейчас идет обратный процесс, цель его — сделать общий уровень школьного образования достаточно высоким. Это не значит, что частные школы исчезнут. Главное — дети начнут получать знания на одинаково хорошем уровне.


— А как же репетиторы, на которых у кого-то есть деньги, а у кого-то — нет? Это же не равные условия…


— А вы до сих пор думаете, что живете при социализме? У нас капитализм, если вы забыли. Наше общество социально дифференцировано. Но хотя бы школы будут создавать равные стартовые условия для получения качественных знаний.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 июля 2018 г.
Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: +19 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Город мастеров» в сосновом бору

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Общество

Борьба по правилам

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Выборы-2018

Обновление с юбилейным настроением

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Общество
  Вверх