Вс, 20 Января, 2019
Липецк: -10° $ 66.33 75.58
Культура | Липецкая газета

Одетта под Лебедянью

Сергей Малюков | 04.07.2017
 

- Идея поставить «Лебединое озеро» под открытым небом, на озере под Лебедянью, нас потрясла, — признался заместитель директора Московского государственного театра «Русский балет» заслуженный артист России Виктор Давыдов. — Прежде всего, поразило само название города — Лебедянь. Такое звучное, красивое, русское, да еще и связанное с балетом.

Мы объехали весь мир, показывали великое искусство национального балета на всех континентах, теперь пришло время поделиться этим богатством с русской провинцией, — продолжил он. — Нас переполняют эмоции от невероятной красоты этих мест. Я очень благодарен организаторам этого необычного проекта за то, что выбрали наш коллектив, подготовили в селе замечательную площадку для выступления, удобные места для публики. Уверен, и нашим артистам, и зрителям эта постановка запомнится надолго.

Действительно, балет в таких декорациях — явление редкостное. Масштабный проект в год своего 60-летия реализовала Липецкая филармония по инициативе администрации Липецкой области, лично главы региона Олега Королёва, и регионального управления культуры и туризма. Знаменитый коллектив под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева показал один из лучших своих спектаклей на берегу озера у села Сезёново Лебедянского района. «Русский балет» привез на природу полноценный вариант «Лебединого озера» без всяких сокращений. В постановке занято около 60 московских артистов. Единственное отличие от классического спектакля в театре — отсутствие антракта.

Все билеты на постановку были проданы задолго до ее начала. А собрать и разместить полторы с лишним тысячи зрителей — дело непростое.

Приехавшие из Липецка и Лебедяни, а также из соседних регионов и столицы театралы долго не могли налюбоваться красотами просторов вокруг Сезёново, живописными видами на озеро и Сезёновский Иоанно-Казанский монастырь, где покоятся чудотворные мощи его основателя — затворника, подвижника и целителя преподобного Иоанна Сезёновского.

Внимание сразу же привлекали белые лебеди на озерной глади. На парковке и трибунах на склонах холма не было свободных мест. Само балетное действо проходило на развернутой у берега площадке, покрытой специальным немецким линолеумом и подсвеченной мощными прожекторами.

— Только бы снова не пошел дождь, — волновалась перед премьерой солистка «Русского балета», исполнительница партий Одетты и Одиллии Юлия Звягина. — Вчера на генеральной репетиции мы все вымокли до нитки. Вообще танцевать на открытом воздухе гораздо сложнее, чем в помещении. Артисты привыкли к тому, что существуют кулисы, а на сцене — четыре точки, по которым мы ориентируемся. Здесь нам придется затратить больше сил. Вокруг озеро, простор, деревья, концентрироваться на танце сложнее. Погодные условия, температура, сопротивление воздуха, ветер, и даже, извините, насекомые, всё это влияет на пластику. Танцевать будем более аккуратно, чтобы не поскользнуться и не упасть. Но чувствую я себя среди такой красоты очень комфортно, хочется выложиться по полной, показать весь потенциал нашего коллектива, удивить публику.

— Сложно ли танцевать сразу две партии, перевоплощаясь на сцене в совершенно разных героинь? — поинтересовались мы у Юлии.

— Когда учила эти партии, педагоги вложили в меня правильное понимание этих образов, — ответила балерина. — У моих героинь разная энергетика. Одетта — белый лебедь, нежный и трепетный. Он символизирует молодость и невинность. Черный же лебедь, Одиллия, воплощает коварство и силу, которая губит мужчин. Я хочу, чтобы публика почувствовала всю разницу характеров и темпераментов.

— Многие представляют балетный мир по популярной картине «Черный лебедь». Насколько верно она передает атмосферу подготовки к спектаклю и невероятную эмоциональную нагрузку танцовщицы?

— Да, безусловно, определенная доля правды в фильме есть. Но кино на то и кино, чтобы драматизировать события. В жизни всё спокойнее, без нервных срывов, — считает артистка.

К сожалению, природа преподнесла в этот вечер неприятный сюрприз. Едва закончилась увертюра и началась первая картина балета, тучи сгустились, и на зрителей обрушилась вся мощь летнего ливня. Зрители организованно покинули площадку, заранее предупрежденные, что в случае непогоды спектакль переносится на воскресенье.

Весь воскресный день ходили тучи, вечером над Сезёново прошел дождь, но к началу спектакля стихия отступила, и зрители наконец-то смогли оценить всё великолепие классического балета Петра Ильича Чайковского.

— Было очень трудно, но мы справились! — устало улыбнулся после спектакля исполнитель партии принца Зигфрида. — Это был очень волнующий опыт. Всё прошло хорошо, я очень доволен, что участвовал в этом незаурядном проекте.

— Чайковский сегодня по праву — композитор номер один во всём мире, — отметил Виктор Давыдов. — Великого русского композитора слушают по всей планете. Его музыка трогает душу и сердце. После успеха в Липецке уже поступило предложение показать «Лебединое озеро» на Байкале. Так что не исключено, что наш проект получит продолжение. А возможно, скоро русскую музыку оценят на Великих озерах в Северной Америке. Начало положено здесь, под Лебедянью…

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова