Пт, 19 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

Пережив драму одиночества

Сергей Малюков | 30.03.2017

100 лет назад, в конце марта 1917 года, в Петроград из 37-летней эмиграции вернулся шестидесятилетний Георгий Валентинович Плеханов. Какую роль сыграл наш земляк в российском революционном движении, актуальны ли его труды в наши дни и сможет ли стать Плеханов сегодня привлекательным туристическим брендом Липецка? Об этом в беседе с журналистом «Липецкой газеты» размышляет доктор исторических наук, профессор исторического факультета ЛГПУ Леонид Земцов.

Молодой бунтарь

— Леонид Иосифович, имя классика русского марксизма в наши дни на слуху у любого липчанина, однако далеко не каждый знаком с его биографией и взглядами. Давайте попробуем восполнить эти пробелы образования. Как уроженец Гудаловки пришел к радикальным идеям, с чего все началось?

— В Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии Георгий прожил до 11 лет. Последний раз на родине он был в 1877 году, но часто ее вспоминал. Мы не можем сказать, что юного Георгия Валентиновича подтолкнули к революционной борьбе ужасы крепостного права. Да, папаша его Валентин Петрович отличался строгостью и суровостью, но вряд ли был тираном-крепостником, да и ушел он из жизни достаточно рано. Скорее, на выбор молодого Плеханова повлияла общая радикальная атмосфера в студенческих кругах, чтение актуальных произведений Писарева и Чернышевского и общая, резко обострившаяся политическая ситуация в стране.

Молодой Плеханов учился в Воронеже в кадетском корпусе, закончил его с золотой медалью, поступил в юнкерское училище в Санкт-Петербурге, однако продолжать идти по военной линии не захотел. С 1874 года полтора курса проучился в Петербургском горном институте. Здесь начинают формироваться его политические взгляды, он активно вливается в общественную деятельность. 6 декабря 1876 года на так называемой «Казанской демонстрации» в Санкт-Петербурге двадцатилетний Жорж, как его звали в студенческих кругах, пытался организовать митинг рабочих. Думаю, такой радикализм объясняется молодостью. Плеханов стал одним из самых активных и известных народников. После раскола организации на «Черный передел» и «Народную волю» он поддержал чернопередельцев в отказе от политической борьбы и продолжении работы с народом. В 1880 году после арестов многих соратников народовольцев Плеханов был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Вдали от России у него появились мысли о том, что не все так просто, пора расстаться с юношескими иллюзиями, победы можно добиться иными способами.

«Отец» и критик Ленина

— Эта эволюция взглядов в сторону социал-демократии была типична для людей из круга молодых русских радикалов?

— Взгляды стали эволюционировать и у многих его соратников по тайным революционным обществам. Если Плеханов пришел к марксизму, то народоволец Лев Тихомиров, к примеру, стал убежденным монархистом, одним из выдающихся деятелей правого направления. Георгий Валентинович сначала познакомился с трудами Маркса, а затем и лично подружился с Фридрихом Энгельсом. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Некоторые исследователи полагают, что он слишком прямолинейно воспринял теорию Маркса. Как говорил сам Маркс о подобных деятелях — «если эти люди марксисты, то я не марксист». Можно долго спорить, правы ли они в своей жесткой определенности, но основания утверждать необходимость установления диктатуры пролетариата у них имелись.

— Как оценивают взгляды и общественную деятельность Плеханова современные исследователи?

— Абсолютно по-разному, в зависимости от того, с каких позиций они рассматриваются. В Советском Союзе к фигуре Плеханова относились с большим пиететом, помня слова Ленина «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». Недаром в Липецке еще в двадцатые годы начал создаваться его музей. Любопытно, что вплоть до 50-60-х годов дочери Плеханова, жившие в Париже, переписывались с липчанами. Потом как-то все затихло, Плеханов превратился в этакий старый памятник, с которого по юбилейным датам смахивают пыль.

В девяностые годы у нас начала активно развиваться социал-демократическая идея как альтернатива тоталитарному коммунизму прошлого и дикому капитализму настоящего. Вот тогда снова вспомнили про труды Плеханова, в Липецк стали приезжать люди, серьезно интересовавшиеся его наследием. В новом веке такой интерес стал еще обширнее, вышли работы свободных от идеологических догм историков, стремящихся представить идеи Плеханова во всей их полноте. Реконструирован Дом-музей Плеханова, сейчас в нем активно работает заведующая отделом истории Липецкого областного краеведческого музея Зинаида Клокова. Недавнему 160-летию Георгия Валентиновича в декабре 2016-го были посвящены научно-практическая конференция и заседание клуба любителей истории Отечества «Клио» в областной научной библиотеке, на которых прозвучали весьма интересные доклады. Словом, Плеханов по-прежнему остается одной из авторитетнейших исторических фигур.

— А ведь при столь лестной ленинской оценке трудов Плеханова их отношения были далеко не безоблачными…

— Действительно, Георгий Валентинович находился в весьма острых отношениях с Владимиром Ильичом. Их позиции расходились по целому ряду вопросов. Говорят, когда лидер австрийских социал-демократов высказал Плеханову: «Ленин — ваш сын», то в ответ получил: «Если и сын, то, очевидно, незаконный». Плеханов был жестким, догматизированным марксистом.

Кардинальный раскол произошел у них с началом Первой мировой войны. Владимир Ильич выступил с лозунгом превращения вой­ны империалистической в гражданскую, выступая за поражение царского правительства. Георгий Валентинович заявил, что Ленин путает Отечество и династию Романовых, защищать Родину от наступающих на нее немцев — главная на сегодняшний день задача каждого. Большевики за это на него навесили ярлыки «национал-шовиниста» и «оборонца».

Барин-марксист

— Когда мы говорим о политической борьбе, нельзя не принимать во внимание и личные взаимоотношения между противниками. Как они складывались?

— Две столь разные, противоречивые, но яркие личности неминуемо должны были конфликтовать между собой в рамках одной социал-демократической партии. И противоречие человеческих натур нельзя сбрасывать со счетов. Ленин в 1900 году, готовясь к изданию партийной газеты, объезжал соратников в эмиграции и где-то в вагоне поезда набросал заметку «Как чуть не погасла «Искра» о том, как его чрезвычайно разочаровали личные качества Плеханова. И, видимо, это вполне объективная характеристика. Многие современники пишут, что Георгий Валентинович был не самым приятным человеком — вечно «тянул одеяло» на себя, называл себя «первым марксистом в России», что не совсем точно. Горький в своем очерке о Ленине приводит слова рабочего: «Плеханов — наш учитель, наш барин, а Ленин — товарищ наш». Действительно, Георгий Валентинович, говоря современным языком, себя так свысока позиционировал. А что у Георгия Валентиновича не отнять, так это его работоспособности.

С Розалией Марковной, второй женой, он прожил с 1879 года долгую счастливую жизнь. Когда пришлось уехать в эмиграцию в 1880 году, они оставили своего первого ребенка родственникам. Наверное, не каждая семья решилась бы на такой шаг, пожертвовав самым дорогим ради борьбы. Дочка Вера, увы, скончалась, не дожив и до года. Материальное положение семьи в Швейцарии было тяжелым, пока книги Георгия Валентиновича не стали хорошо издаваться в России и за ее пределами. Однако семья сохранилась, вырастила трех дочерей. Это определенно свидетельствует в его пользу.

Тайна завещания

— Как воспринял Плеханов февральскую революцию в России?

— Положительно, как необходимый буржуазный этап революции социалистической. Его надо пройти, чтобы потом, опираясь на достигнутые завоевания, перейти к пролетарскому этапу социалистических преобразований страны. Думаю, он надеялся, что это может произойти мирно, политическим путем.

После 37 лет эмиграции Плеханов вернулся на родину. Ленин, как известно, приехал 3 апреля на Финляндский вокзал Санкт-Петербурга в пломбированном вагоне, проследовавшем по территории воюющей с Россией Германии. Плеханов добирался иным маршрутом: из Швейцарии во Францию, потом в Великобританию, оттуда морем. Его тоже ждали, встречали, но обошлось без броневика и громких речей, что довольно показательно.

Ему предлагали должность министра труда во Временном правительстве, но он отказался. Он был уже болен, ему было тяжело играть активную роль в революционных событиях. При этом, когда ему в сентябре предложили выступить против действий большевиков, он заявил, что не для того сорок лет боролся за идеи пролетариата, чтобы сейчас расстреливать рабочих. В подготовке Октябрьской революции он участия не принимал. В начале 1918-го близкие перевезли его в Финляндию в санаторий доктора Циммермана, хорошего специалиста по лёгочным заболеваниям, где он и скончался в мае от заболевания сердца, возникшего в результате обострения туберкулеза. Похоронен Плеханов с почестями на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

— Вокруг так называемого «политического завещания Плеханова» развернулась целая авантюрно-детективная история. На ваш взгляд, можно ли этот документ считать подлинным?

— Вроде бы перед смертью, в апреле 1918-го, он продиктовал некий текст одному из лидеров меньшевиков Льву Дейчу. Плеханов утверждает в нем свою концепцию общественного переустройства России, заявляя: «моя главная ошибка — это Ленин» и предостерегая братьев от обмана «кривых вожаков». Вокруг этого документа, впервые опубликованного в России в «Независимой газете» в ноябре 1999 года, до сих пор не утихают споры.

Вся история вызывает большое недоумение. Дейч записал, кто-то потом нашел текст и уплыл с ним в Латинскую Америку, Нижегородов, у которого хранилось завещание, живет в африканской Ботсване, словом, очень длинная, запутанная авантюрная история. Доверия к ней нет, хотя идеи в завещании сформулированы верно, они логически связаны с позицией, которую Плеханов занимал в последние годы. Подготовивший завещание в печать известный ученый-плехановед Александр Бережанский, возглавлявший до конца сентября 1999 года Дом-музей Плеханова, уверен, правда, с оговорками, в его подлинности. Дискуссия, видимо, будет продолжаться еще долго.

— Может ли сегодня личность Плеханова стать знаковым туристическим брендом, привлекающим в Липецк новых гостей?

— Определенно, только делать это нужно в комплексе с развитием интересных маршрутов и туристической инфраструктуры. В Гудаловке еще в конце 20-х годов была основана сельскохозяйственная школа имени Плеханова, потом почему-то ее перевели в Конь-Колодезь, а в Плеханово разместили психиатрическую лечебницу. Название села стало нарицательным, в Лондоне Бедлам — у нас Плеханово. Мягко говоря, непродуманное решение. Не заслужил Георгий Валентинович кривых улыбочек, неизбежно возникающих у липчан, когда звучит его фамилия.

В начале 80-х годов я в Гудаловке-Плеханово общался с очевидцами приезда в 1927 году супруги Георгия Валентиновича Розалии Марковны и Льва Дейча. От усадьбы там мало что осталось, кроме аллейки. Вряд ли можно в село завлечь туристов. А в Липецке есть все основания сделать Дом-музей Плеханова привлекательным туристическим объектом.

Волею судеб наш город стал местом проведения съезда сторонников политической борьбы с самодержавием, есть памятный знак в Нижнем парке. «Народная воля» — вовсе не террористическая организация, но скромный уездный город Тамбовской губернии некоторыми принято считать «родиной мирового терроризма». Для привлечения туристов такие исторические мифы прекрасно работают. Все это можно обыграть в увлекательной экскурсии.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных