Пт, 20 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Черные люди на красной земле

И. Неверов | 01.02.2017

Прожив шестнадцать лет в Кении, художница Надежда Киселева влюбилась в Африку. Африканские мотивы переплелись у нее с дерзостью, экспериментаторством, своеволием европейского авангарда.

Есть у Киселевой картина «Королевская семья». Тройной портрет, где индивидуальное, психологическое уступает место родовому, живущему в генах.

Три прекрасные чернокожие женщины на фоне выбеленного зноем кенийского неба. Гордая стать. Непоколебимое чувство собственного достоинства. Абсолютная свобода и абсолютная естественность.

По-моему, и сама живопись Надежды Константиновны столь же свободна и органична, как и ее героини. В этих картинах, в этой графике соединяются аскетизм и эмоциональность, статика и экспрессивность, суровость и тайная нежность.

Думаю, публике, что придет на только что открывшуюся экспозицию «Далекое-близкое» в областной выставочный зал, стоит просто отдаться волнам энергетики, интонациям и ритмам, предложенным Киселевой, подчиниться строгости и страстности ее живописного мира.

Выставка готовилась долго, около двух лет. А сама художница шла к ней, возможно, полжизни. Это как бы отчет уроженки нашего края, надолго оторвавшейся от России, обо всем, что она увидела, поняла, чем овладела за десятилетия странствий.

Надежда Киселева закончила Рязанское художественное училище. Потом была академия в Ленинграде. А дальше ей предстояло учиться в Англии, жить в Африке и Австрии. Но, кажется, именно Африка, где у Киселевой много близких, много друзей, до сих пор главный и неиссякающий источник ее вдохновения.

Киселева показывает свои работы и рассказывает об Африке так, что откуда-то из детства у тебя всплывают образы давно прочитанных, забытых, но увлекательных романов. Они захватывали тебя не одним приключенческим сюжетом, но и непривычным, экзотическим, романтичным звучанием названий и имен.

— Мои любимые племена,— говорит Надежда Константиновна,— масаи, самбуру, туркана. А забираюсь я в такие места, куда не приведут туристские тропы. В Кении, представьте, красная земля. Это глиноземы, превратившиеся в песок. Слоны им себя обсыпают и становятся красными. А женщины размачивают глину и накладывают на плечи, чтобы не обгореть.

Сквозная тема липецкой экспозиции— как раз женщины Африки. Правда, череда этих холстов прерывается несколькими выразительными ню белых сестер африканских красавиц.

Кстати

Надежда Киселева могла бы привезти в Липецк и другие вещи, рожденные путешествиями по Британии, да и Австрии. Но вместе со специалистами выставочного зала она остановила выбор на том, что написано в Кении и о Кении. Не зря автор картин признается: Африке она обязана очень многим. Там она распростилась с односторонностью европоцентричных представлений. Там открылась ей неисчерпаемость мировой культуры. Там нашла она свой «фирменный» стиль. Там далекое стало ей таким близким.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных