Сб, 21 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

О стихах и прозе, об исповеди и позе

И. Неверов | 17.11.2009

Один мой коллега-журналист реагировал на любую книжку местного автора скептично и желчно: «Зачем мне нужна провинциальная серятина? Я вон не всех классиков прочитал...». С ним трудно спорить — серятины-то, графоманщины и вправду хватает. Но и соглашаться нельзя. Вот вам короткое стихотворение. По-моему, из тех, которые надо просто цитировать, а не комментировать.

Мать пройдет — половица не скрипнет.
Пронесется по дому тепло.
Оттого-то, наверно, и липнет
Тонкокожий листок на стекло.
Осень, вечер, и сумрак, и слякоть —
Только в доме у нас благодать,
И пока еще не о чем плакать,
Мать уйдет — и начнет холодать...

Сильно, мудро, щемяще. Автор — наша землячка Людмила Парщикова. Право же, от таких стихов никакое столичное издание не отказалось бы. А появились они у нас, в третьем за этот год номере липецкого литературного журнала «Петровский мост».

Вообще поэты представлены на его страницах очень достойно. Прекрасный цикл «Осознан путь. Прозрачен вечер» Наталии Дёмчевой. Неровная, но интересная философическая лирика Николая Филина. С неожиданной стороны открылся журналист и завлит Академического театра драмы имени Толстого Петр Чередниченко. В его этюдах зарисовки в прозе проложены верлибрами, это вносит разнообразие в поэтический раздел журнала, где обычно безраздельно царят более традиционные стихотворные формы. Он, как и Филин, хочет говорить с читателем на высокие темы. О чем свидетельствуют даже названия сочиненного им: «Жизнь-свеча», «Тень мертвая и живая», «Что есть время?». В подборке Чередниченко большие достоинства усмотрел сам Лев Аннинский и взял на себя труд ее представить.

На стихи «...мост» не скупится. И каждый читатель получает шанс найти свое. От поклонника романсовых красивостей типа: «На скрипку души упадут счастья ноты, / Частицы безумной сердечной работы / Любовный разносят яд» (Роман Авраменко) до ценителя фольклорно-частушечных интонаций: «По овражеку / Речки Липовки / Провожал тебя, / Да и влип-таки» (Николай Скорский). А кто-то, надеюсь, все-таки предпочтет Парщикову или Дёмчеву.

Чаще всего поэты ставят на душевность. И, конечно, выигрывают. Даже если для признаний в любви к родной природе, милым елецким пейзажам Василий Бутов берет интонации, тембр, лексику у рязанца Есенина. Что делать, попробуй не поддаться обаянию такого мастера.

Но так или иначе, а именно поэты, и названные, и неназванные, преимущественно вооружают меня в том неоконченном споре о природе и ценности провинциальной литературы аргументами против скептического к ней отношения. В отличие от большинства прозаиков.

В номере маловато серьезных, не требующих снисходительности за добрые намерения прозаических вещей. Но есть. В первую очередь, рассказы Леонида Винникова. Они у него опять о военном детстве, о деревне военных лет.

Кажется, Горький сказал: сюжет — это человек. У Винникова именно так и получается. Не фабула, а судьба: повествует ли он о погибшем при пожаре мальчике Герке, об одиноком ли деде Павле или потерявшем на фронте ноги Митьке-брадобрее. Писатель вспоминает и свидетельствует. Точно и честно. Ему неважно, если какие-то коллизии не новы. Допустим, история инвалида, который решает никогда не возвращаться в родной дом. Так было. Я это знаю. Потому и рассказываю. Таков изначальный посыл автора.

Наряду с этими короткими произведениями в номере обращает на себя внимание самая многостраничная публикация — окончание романа (в отрывках) Сергея Исковского «Царь Успеха». В промежутке времени, разделившем две книжки журнала, Сергея не стало. Он уверенно владел не только пером, но и завидными знаниями истории. Книга о событиях Смутного времени занимательна и полна сюрпризов. Первый и главный: она строится на, мягко говоря, сомнительной, но сулящей беллетристу любопытные возможности гипотезе о том, что Лжедмитрий был вовсе не Лжедмитрием, а настоящим царевичем. Так это или нет, из фрагментов не до конца ясно. Остается дразнящая двойственность. Сергей Исковский как бы ставил над публикой эксперимент: а вы бы как себя повели, господа хорошие, коли бы не ведали, убит наследник или нет, а вам предъявляли бы доказательства, что он жив-здоров? История в большинстве случаев — смесь случайностей, догадок, интуиции, обмана и самообмана. Но и за то, и за другое, и за третье расплачиваются раньше всех самые невиновные, подхваченные водоворотом происходящего, затеянного не ими и не в их интересах.

Остальная проза номера не очень увлекла или порадовала. В рассказе Андрея Соснина «Ключи от ада» два основных персонажа: искалеченный бывший зек сталинских лагерей и его мучитель-охранник. После всего, что мы перечитали о репрессиях, их противостояние не потрясает и не задевает. Может, дело и в весьма среднем качестве текста. «Ветка миндаля» Юрия Рудакова — о попытке одинокой учительницы хотя бы раз в жизни почувствовать себя любимой, об ее скоротечном санаторно-курортном романе. Ощущение — ученически добросовестное повторение пройденного. Занятно, что почти такая же история излагается и буквально на соседних страницах того же журнала в беллетризованных мемуарах недавно умершего прозаика Владимира Добрякова. Вновь — случайная встреча, страсть и разлука навсегда. Главы мемуаров Добрякова называются «Любовь без права переписки».

В этом номере «...моста» прямо как у Чехова — пять пудов любви. Алена Воробьева в новелле «Трепанация черепа» по видимости — исповедально и безоглядно, а по существу — манерно, с большой заботой о литературном макияже и изысканных манерах поведала нам очередную любовную драму. А за ней то же сделал Александр Скиперских («Он, ты, я»), который, слава Богу, обошелся без рассчитанных на публику красивых поз, но и самых скромных открытий, увы, не совершил.

В прочих разделах, пожалуй, самое притягательное — темпераментные дискуссионные размышления Александра Косякина «Вернуть Толстого?» — о том, что желание примирить великого писателя с Церковью — занятие напрасное. Далее — статья искусствоведа Татьяны Нечаевой о липецком пленэре в Лебедяни с участием художников из ряда регионов (плюс шестнадцать отменных по качеству репродукций лебедянских пейзажей). Информативны работы краеведа и историка Андрея Найденова к юбилею елецкого соборного храма Вознесения Господня и эколога Владимира Сарычева о проблемах Дона. Но попадаются и вполне банальные материалы, допустим, сноровисто-газетные антиалкогольные «картинки с натуры» Алексея Колядова (эх, спивается деревня, спивается — и «больше ничего не выжмешь из рассказа моего») или откровенно комплиментарный обзор книг липецких авторов Александры Тамбовской.

И все-таки почитать в номере стоит многое. Ради некоторых публикаций можно даже отложить недочитанного классика или модного столичного сочинителя.

Читайте "Литературный журнал Петровский мост" на нашем сайте.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных