Вс, 18 Августа, 2019
Липецк: +25° $ 65.20 72.90

Под звуки дудельзаков и цитолей

Сергей Малюков | 16.10.2013

— Ранняя средневековая музыка во многом сродни джазу, — рассуждает художественный руководитель ансамбля «Flos Florum» Александр Старков. — Каждый менестрель играл по-своему, импровизировал, привносил в музыкальные стандарты что-то оригинальное. Сейчас в Интернете можно найти всё, даже копии старинных нотных записей. Но они по своей сути — сухие схемы, жизнь в них вдыхает музыкант. Нам нравится с помощью воображения оживлять древние мелодии, знакомить с ними современную публику.

Необычный коллектив с поэтичным названием, означающим в переводе с латыни «Цветок цветков» (это одновременно религиозный и куртуазный символ всего готического искусства), возник пять лет назад в Екатеринбурге. Студенты Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского объединились вокруг вокалиста и мультиинструменталиста Александра Старкова. Ансамбль стремится к аутентичному звучанию. Инструменты Средневековья ребята в основном делают сами, реконструируя их по сохранившимся рисункам и записям. Сейчас в арсенале ансамбля более сорока музыкальных инструментов с непривычными названиями и экзотическим звуком. Придя на выступление «Flos Florum», можно услышать музыку ранней Европы XI-XVI веков, исполняемую на волынках-дудельзаках, фанфарах, зурне, ренессансной лире да браччо, басовой виоле да гамба, мавританской гитаре, лютне, скандинавской лире, испанской вихуэле, средневековых и восточных ударных и даже огромной морской раковине (дункаре) и горне из рога дикого быка ватуси.

Всё это великолепие звучало со сцены областного Центра культуры и народного творчества, где музыканты выступили по приглашению липецкой филармонии. А незадолго до концерта участники ансамбля поведали о своих музыкальных поисках.

— Мы не стараемся максимально точно воспроизвести все исторические детали, — признаётся Александр Старков. — Для нас важнее передать настроение, дух эпохи, сделать музыку интересной для самого широкого круга современных слушателей. Вдохновение черпаем в старинных манускриптах. Подпитываемся духовными силами через архаичное и первозданное. Это как припасть к чистому роднику после водопровода. В нашем репертуаре есть вещи на латыни, старом германском, английском и бретонском языках, не так давно сделали фольклорные композиции на болгарском и русском. Наша вокалистка Даша Бакина учится на народном отделении, думаю, продолжим развиваться и в этом направлении.

Обширная коллекция экзотических инструментов ансамбля не оставляет никого равнодушным. Артемий Соколов играет на том самом басящем огромном роге.

— Пришлось немало попотеть, делая отверстия в нужных местах, прежде чем он зазвучал как надо, — рассказывает он. — А вот морская раковина — идеальный инструмент от природы, просто бери и играй!

Александр Старков изготовил цитоль — прародительницу современной гитары — по старинным рисункам.

— В Средневековье не было Интернета, каждый мастер импровизировал, меняя внешний вид и улучшая звук, — говорит лидер ансамбля. — Импровизировал и я. Аутентично получилось, правда, струны сплетены не из жил, а из нейлона, но технология использовалась средневековая.

Выступления «Flos Florum» по всей стране от Мурманска до Нового Уренгоя собирают самую разную публику — от благообразных филармонических старушек до сурового вида металлистов.

— Чем древнее музыка, тем моложе её фанаты, — шутят музыканты. — Приятно видеть в зале наших ровесников, прогрессивно мыслящих и открытых для нового. Хотя и людям в возрасте тоже бывает интересно, часто они благодарят после концертов, расспрашивают про инструменты, просят записать название. Очень нравится выступать на больших фестивалях, участвовать в шествиях исторических реконструкторов. Музыка растворяется в природе, становится её частью, это потрясающее ощущение. В Европе пока не были, но мечтаем побывать с концертами в знаменитых замках и на старых площадях.

Делать своё творчество более «попсовым», гонясь за популярностью, ансамбль не собирается.

— Нам нравится свой стиль, — говорит Александр Старков, — и уходить от него в «мейнстрим» или академичность не хочется. Эксперименты нам не чужды, есть мысли записаться с электроникой, но это будет не примитивная коммерция, а атмосферные пьесы.

В первом отделении концерта, собравшем почти полный зал, прозвучала музыка готических соборов и замков, мистические многоголосные песнопения и духовные гимны, а также куртуазная дворцовая лирика, а во втором «Flos Florum» с блеском исполнил музыку средневековых улиц и площадей, праздников и карнавалов. Своеобразной кульминацией концерта стала бретонская застольная песня «Пей сидр, Лау!» Эту мелодию перепевали десятки раз, многим она знакома по треку группы Scooter «How Much is the Fish?». Наконец-то меломаны услышали её в оригинале.

После концерта зрители ещё долго не расходились, знакомясь с богатым «арсеналом» инструментов коллектива и забрасывая музыкантов многочисленными вопросами.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных