Вт, 10 Декабря, 2019
Липецк: +1° $ 63.72 70.50

Сотовый как инструмент афериста

Сергей Малюков | 01.08.2009

Сводки происшествий пестрят сообщениями о мошеннических действиях с использованием современных технологий. Времена, когда доверчивых сограждан обманывали с помощью подброшенного кошелька или трех наперстков, похоже, канули в Лету. Сегодня преступники используют компьютер, мобильный телефон и другие достижения цивилизации.

Каждый из нас хоть однажды получал с незнакомого номера СМС-сообщение с просьбой «У меня проблемы, позвони по номеру, если номер не отвечает, положи на него деньги и перезвони».

Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей. Это, пожалуй, самый примитивный способ обмана. Нередко мошенники действуют гораздо более изощренными способами. Вот наиболее популярные из них.

Звонок «друга»

Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся и т.д.) и приходится звонить с чужого. Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 единиц и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же эта уловка не проходит, «пострадавший» просто вешает трубку.

Войдя во вкус, мошенники начинают раскручивать «родственников» на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен — от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться, но нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 10 до 50 тысяч рублей). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное добровольное пожертвование мошенникам.

«Выигрыш в конкурсе»

Представившись сотрудниками популярной радиостанции, мошенники сообщают, что вы выиграли ценный приз — телевизор, ноутбук, сотовый телефон. Чтобы получить его, необходимо перевести определенную сумму в качестве налога на указанный счет.

СМС-просьба

В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать СМС с просьбой: «Платный код». Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи и т.д.). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

 «Штрафные санкции» оператора

Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно плату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и т.д.) и, соответственно, вам нужно оплатить штраф в определенном размере, отправив номера карт оплаты на некий номер (то есть мошенникам).

Ошибочный перевод средств

Человек получает СМС, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно, и просит их вернуть обратно тем же «Мобильным переводом». Большинство абонентов, поступая как порядочные люди, возвращают платеж и вскоре узнают, что с их счета списана гораздо большая сумма.

***

— В наш офис обслуживания продолжают поступать заявления от абонентов, попавшихся на уловки нечистоплотных дельцов. Порой суммы, которые люди в панике передают тем или иным способом мошенникам, достигают нескольких десятков тысяч рублей. К сожалению, вернуть их вряд ли удастся. Поэтому нашей общей задачей сейчас должно оставаться активное информирование всех абонентов сотовой связи о существующей угрозе. Знание того, какие схемы обмана применяют злоумышленники, должно помочь предотвратить финансовые и моральные потери, — рассказал корреспонденту «Липецкой газеты» коммерческий директор Липецкого филиала ОАО «Вымпелком» Алексей Саушкин.

Иногда мошенники,  будучи тонкими психологами, рассылают призывы позвонить по указанному ими номеру, чтобы помочь больному ребенку, или это может быть заманчивая реклама от якобы вашего сотового оператора или известного банка с предложением узнать подробности по бесплатному номеру или же случайный звонок  от девушки, которая захочет с вами познакомиться, и, ссылаясь на плохую связь, попросят ей перезвонить. Лишь после окончания разговора люди с удивлением узнают, что с их счета списано несколько сотен, а то и тысяч рублей.

Дело в том, что коммуникационные компании в разных странах продают или сдают в аренду так называемые коммерческие телефонные номера, которыми и пользуются мошенники. Звонок или отправка СМС на такой номер может стоить от одного до нескольких десятков долларов. В другой схеме мошенники используют обычный телефонный номер данного региона, но через сложную систему переадресации переводят звонок на коммерческий номер.

—  Будьте бдительны, настороженно относитесь к любым звонкам с незнакомых номеров, даже если они очень похожи на номера сотовых операторов нашего региона, — посоветовал читателям «Липецкой газеты» директор Липецкого филиала компании МТС Павел Фомин. — Оставайтесь благоразумны, не стоит сразу откликаться на рекламные СMС-рассылки, узнавать условия викторин «по бесплатным номерам» и тем более бросаться переводить кому-то деньги. Чтобы не стать жертвой мошенников, лучше ничего не предпринимать без предварительного обращения в официальную справочную службу своего сотового оператора.

Мошенники охотятся,  как правило, за абонентами трех основных российских операторов мобильной связи: «Вымпелком» («Билайн»), МТС и «Мегафон». Аферисты тщательно отслеживают все новшества и услуги, которые предоставляются клиентам, и пытаются использовать их в своих целях.

— Как правило, массовые СМС-рассылки делаются по случайным номерам (с помощью специального программного обеспечения). Количество обращений в компанию «Мегафон» по поводу мошенничества сильно разнится от месяца к месяцу (от 2-3 до нескольких десятков обращений).  Наши сотрудники предупреждают, что подобные рассылки носят спамовый характер, мы рекомендуем еще не пострадавшему абоненту не участвовать в предложенной акции, а также  сообщаем, что наша компания инициатором акции не является, а пострадавшему абоненту рекомендуем обратиться по факту мошенничества в милицию, если речь идет о мошенничестве со стороны абонента нашей сети, — говорит начальник обособленного подразделения в Липецке ОАО «Мегафон» Сергей Ежов.

 Следуя основным рекомендациям, можно избежать неприятностей, по­этому:

— убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, операторами сотовой связи, чиновниками, вашими родственниками, знакомыми и прочими лицами;

— не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученным посредством телефонного звонка или СМС, в особенности если их инструкции требуют перевода или передачи вами денежных средств каким-либо способом — поспешные действия могут привести к финансовому ущербу;

— не торопитесь давать телефон на «один звонок» незнакомому человеку, помните, что в последнее время участились случаи краж телефонов именно таким способом.

Коллаж Анатолия Владимирова

Коллаж Анатолия Владимирова

Коллаж Анатолия Владимирова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных