Пт, 20 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51

Буйное время Тихого Дона

Владимир Петров | 24.05.2013

24 мая — день рождения Михаила Шолохова, нашего гения, рожденного во время празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих проповедников Слова Божия. В этот день жители городов и сел России отмечают День славянской письменности и культуры. Шолохов и его творчество — одна из могучих доминант русской культуры и словесности, общечеловеческое значение которой неоспоримо, хотя досужие домыслы вокруг его имени продолжаются и по сей день, но «Тихий Дон» и его автор наперекор злобствующим живут, волнуя миллионы сердец.

Знакомый незнакомец

И все-таки Шолохова мы знаем мало. Странно, но его творчество словно не заметили такие знаменитые писатели ХХ века, как Бунин, Хемингуэй, Фолкнер, Томас Манн, Уэллс. Известный литературовед Петр Палиевский в своей работе «Мировое значение творчества Шолохова» обозначил этот факт таким образом: «По всем правилам Шолохова и быть не должно. Откуда ему взяться сразу после взлета русской литературы ХIХ — начала ХХ века, особенно после Толстого, Чехова, Горького. Такие сосредоточения бывают нечасто и именно для того, чтобы светить вперед, указывать дорогу...»

Феномен Шолохова, тем не менее, состоялся. Но он не мог возникнуть, тем более сформироваться так мощно и всеохватно, не имея питательной почвы и среды. Для Шолохова ими стали Вера Православная и судьба России в ее роковые годы. «Тихий Дон» — это сама жизнь народа, творца и объекта истории.

Осмыслению Шолохова, его бессмертного романа-эпопеи, его героев, структуре произведения и посвящен сборник «М.А. Шолохов и Православие», изданный в начале этого года. Уникальность его в том, что авторы работ, собранных под одной обложкой, сосредоточили исследовательскую мысль на духовной основе творчества писателя, насквозь проникнутой светом Православия. Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, размышляя о Шолохове и нашем смутном времени, пишет: «В нашем сложном земном мире ничто не происходит без воли Божией, даже волос не может сам по себе упасть с головы человека, как сказано в Священном Писании. От Него зависят все законы бытия, движения и жизни...»

Судьба Михаила Александровича Шолохова, весь его жизенный и творческий путь — яркое свидетельство тому. «Трудно назвать имя другого выдающегося человека, которого бы на протяжении всей его жизни так прилюдно злословили, оскорбляли, распинали ложью, доносами, и это был земной страстной путь великого писателя, большого патриота Земли Русской, — пишет архиепископ Пантелеимон. — Диверсия с плагиатом, затеянная более восьмидесяти лет назад... не сломила писателя, он мужественно, достойно и с христианским терпением пронес по жизни свой тяжкий крест...»

Шолохов никогда не вступал в полемику с клеветниками: «судия же мне Господь» (ап. Павел). Такая ярко выраженная христианская позиция великого человека вовсе не случайна. Семья Шолоховых была благочестивой, верующей, где блюлись православные традиции. Назван мальчик при крещении в честь святого князя Муромского Михаила чудотворца. А рос он в среде донского казачества с неповторимым укладом его жизни. На хуторе Каргинском, куда переехала семья, на мальчика, уже умевшего читать, огромное влияние оказал священник Покровской церкви о. Виссарион. А в Богучарской мужской гимназии его духовное формирование шло под водительством преподавателя Закона Божия священника Дмитрия Тишанского. Обучение велось в строгом следовании канонам Православия: молитвы, посещение богослужения, исповеди и причащение Святых Христовых Тайн. Наверное, эти годы можно сравнить с прбыванием в духовном училище. «Господь укреплял чистую душу для будущих испытаний, наполняя ее верой в добро, любовью к ближнему, видением истины», — так проницательно замечает архиепископ Пантелеимон.

Пространство «Тихого Дона»

Именно эти духовные начала наиболее ярко воплотились в романе-эпопее, в поступках его героев. Помните концовку «Тихого Дона»? Григорий Мелехов возвращается в родной хутор, переходит Дон по льду и бросает оружие под лед. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Какая щемяще-пронзительная картина!

Среди авторов сборника, а их двадцать семь, сербский публицист Драгомир Давидович, а также липецкие ученые-шолоховеды. Это профессор ЛГПУ, известная исследовательница творчества писателя, член редколлегии журнала «Подъем» Людмила Сатарова и ее ученики, также много лет занимающиеся темой «Шолохов и Православие».

Работы Сатаровой особенно актуальны, поскольку проблематика шолоховского творчества проецируется на судьбу постсоветского донского казачества, земли которого постепенно заселялись мигрантами из мусульманского мира. Это — следствие утраты веры в Бога, а значит, утраты традиционного, национального уклада жизни. Тревога ученого не беспочвенна: Вера и безверие определяют судьбы и человека, и народов.

А вот Наталья Стюфляева, кандидат филологических наук, доцент ЛГПУ посвятила свою работу христианским мотивам в романе «Тихий Дон», анализу казачьего быта и уклада.

Сборник «М.А. Шолохов и Православие» открывает нам подлинный духовный образ писателя, очищает его работы от вульгарно-социологического подхода, чем отличалось советское шолоховедение. Как и развенчивает миф об узкой партийности творчества, помещая его в пространство Русского Космоса, русской культуры, а значит — Вечности.

В наше время величие Шолохова, так мощно отобразившего цивилизационный слом былой России, посетившего «сей мир в его минуты роковые», его «Тихого Дона» особенно важно принять в сердца. Мы вновь на очередном цивилизационном сломе, вновь евангельские истины врываются в нашу жизнь, чтобы предупредить: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 24-25).

Шолохов своим романом предупреждает нас именно об этом. Жить в мире и согласии, в Боге и с Богом — спасение. Об этом и сборник «М.А. Шолохов и Православие».

Михаил Шолохов готовится выйти на вручение ему Нобелевской премии

Михаил Шолохов готовится выйти на вручение ему Нобелевской премии

Так рождался великий роман

Так рождался великий роман

Михаил Шолохов готовится выйти на вручение ему Нобелевской премии Так рождался великий роман
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных