Вт, 25 Июня, 2019
Липецк: +27° $ 63.13 71.35

Прощание с триста седьмым

Владимир Петров | 18.01.2012

Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства давно вышла из рамок чисто бытовых и переросла в ранг общегражданской проблемы. А может быть — и политической. Поэтому вопросам наведения порядка в отрасли, где объективно вращаются огромные финансовые потоки, все больше уделяется внимания со стороны правительства страны и органов государственной власти всех уровней.

Но не только. Ведь вопрос снижения размеров платежей — это еще и техническая проблема, которая в сегодняшних условиях и «правилах игры», установленных в системе ЖКХ, может быть решена эффективно и достаточно быстро. По сути, это может быть масштабный, на всю страну, бизнес-проект, рыночные возможности которого безграничны.

Но этот рынок, инновационный по сути, пока в стадии становления. А потому так вольготно на нем тем, кто умело «ловит рыбку» в мутных волнах коммунального моря. Добавим еще, что вопрос затратности услуг так же объективно затрагивает психологические аспекты поведения их потребителей. На эти и другие моменты вчера обратил внимание журналистов начальник областного управления энергетики и тарифов Владимир Чунихин на специальном брифинге в администрации области.

Но по порядку. Что показал нам год минувший? Напомним, постановлением управления рост платы за ЖКУ населению (индекс изменения ее размеров) по муниципальным образованиям был установлен в размере не выше 15 процентов. Фактически же по городским округам и муниципальным районам он оказался ниже, составив 9,6-14,2 процента. А в целом по области — 12,8 процента. То есть жители за счет реализации ряда организационно-технических мер платили меньше предельно установленной цены.

По словам Владимира Чунихина, итоги ушедшего года говорят о том, что все требования тарифной политики выполнены неукоснительно. Ни в одном муниципалитете превышения предельного уровня оплаты не было.

Что ожидается в 2012 году? Прежде всего, решением правительства установлено, что все изменения в тарифной политике будут происходить с 1 июля. Управлением энергетики и тарифов приняты соответствующие решения, и первое полугодие мы будем жить по «правилам игры» 2011 года. В связи с этим вносится корректировка в годовой размер платы за ЖКУ. По расчету получается, что средний годовой платеж 2012 года вырастет к годовому платежу 2011 года на 6,3 процента. Тогда как рост годового платежа 2011 года к 2010 году составил 12,8 процента. Таким образом, темпы роста платежей за коммунальные услуги падают в два раза и примерно соответствуют темпам инфляции.

В чем суть принятых решений на текущий год, какие изменения произойдут в базовой составляющей платежей за ЖКУ? Во-первых, надо подчеркнуть, что приснопамятное 307-е правительственное постановление действовать не будет, в него внесены изменения 354-м постановлением. Тем не менее ранее применявшиеся доначисления никем не отменяются. Но величины их, по мнению Владимира Чунихина, рассчитать невозможно, поскольку они зависят от ряда факторов и, образно говоря, индивидуализированы для каждого дома или управляющей компании, ибо зависят от состояния жилья, поддерживаемого в нем порядка и так далее. По расчетам, около 36 процентов граждан области проживают в частных домах. Для таких потребителей проблема доначислений вообще не стоит. Она касается только жителей многоквартирных домов.

— Следует иметь в виду, — пояснил Владимир Чунихин, — что по теплоэнергии (тепло и горячая вода) величина доначислений к базовой части платежа составляет 8 процентов. По электроэнергии больше — по Липецку, например, где эта проблема наиболее ощутима, размер их достигает 27 процентов. Если ситуация с распределением потребляемых теплоэнергоресурсов в жилых домах не изменится, то нагрузка на жителей будет оставаться немалая. И она будет разной в отдельных муниципальных образованиях. В Грязях, например, доначисления к базовой части по теплоэнергии минимальны — в пределах одного процента, в Лебедяни — 15 процентов, в Липецке — 8 процентов. Все зависит от того, как собственники жилья вместе с управляющими компаниями и органами местного самоуправления решают проблемы энергоэффективности. Возможностей снизить размеры доначислений немало, но очевидно: там, где есть приборы учета и показания с них снимаются оперативно и честно, там проблем с доначислениями практически нет — всего 1-2 процента.

В целом же по области идет процесс к улучшению. В текущем году упор будет делаться на эффективность энергосбережения в жилых домах.

С тем, чтобы снизить до минимума размер доначислений и уменьшить плату за ЖКУ. Без этого задачу не решить. Только через наведение порядка с энергосбережением, организацию учета потребления энергоресурсов, сокращение их потерь — других путей снятия острейшей проблемы в рамках принятых законов и правил нет.

Но вопрос оплаты за предоставляемые коммунальные услуги не единственный в нашей жизни. Так или иначе на благосостояние жителей повлияют и другие изменения в важнейшей отрасли жизнеобеспечения — энергетике. По электроэнергии рост тарифов с 1 июля для населения установлен в размере 6 процентов. На теплоэнергию, услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению рост будет происходить в два этапа: первоначальный с 1 июля — на 6 процентов (предельный рост) и второй — с 1 сентября на 5,6 процента (тоже предельный рост). Двухступенчатая система обусловлена тем, что с 1 июля, по решению правительства, цена на газ возрастает на 15 процентов. Поэтому, чтобы теплоснабжающие предприятия смогли оплатить «голубое топливо», устанавливается такая динамика.

Изменение же цены на электроэнергию для организаций с 1 января выглядит так: по низкому напряжению роста цен не будет, что ощутят в первую очередь учреждения бюджетной сферы, малый и средний бизнес, водоканалы. Немного вырастут тарифы на напряжение 35 кВ и на 4 процента возрастут тарифы потребителей напряжения 110 кВ (в предыдущие годы величина роста была 10-15 процентов). Не ожидается и роста платы за технологическое подсоединение объектов к сетям — такое решение принято на весь год.

Во многом ценовая политика, как уже сказано, будет зависеть от эффективности энергосберегающих мероприятий. Для бюджетных организаций, как известно, предъявляются следующие требования: ежегодно снижать энергопотребление на 3 процента. И оно по области выполняется. Серьезней ситуация с жилыми домами. Приборами учета они должны быть оснащены в полном объеме до 1 июля. Но сами по себе эти аппараты энергосбережения не обеспечивают. Дело в собственниках жилья и в организации работы управляющих компаний: насколько заинтересованно они решают эту важнейшую задачу. Использование автоматизированных теплопунктов, например, снижает потребление тепла на 15-20 процентов.

Вопрос в том, что такие организационно-технические решения надо внедрять в жизнь. Тут каждое решение — своего рода инвест-проект с просчитываемыми сроками окупаемости. Да, жильцам и УК надо инвестировать средства в те же современные теплопункты. Да, эффект будет ощутим не сразу, а, скажем, года через три. Но это реальный и гарантированный путь снижения величины платы за энергоресурсы. Примеры подобного толка в Липецке есть — та же УК «Стахановская», лауреат Всероссийского конкурса 2011 года на лучший энергосберегающий проект.

Разумеется, чтобы теплопотерь было меньше, чтобы дома «не светились», как говорят энергетики, их надо постоянно «лечить», их надо делать энергосберегающими, иначе никакая автоматика не поможет. С новым жильем это сделать проще, а вот огромный старый жилой фонд требует серьезной реконструкции и сложения усилий собственников, управляющих компаний, властных структур. Лишь тогда плату за ЖКУ можно снижать даже при росте цен на первичные энергоносители — газ и электричество.

Наша справка

Российским правительством дано поручение субъектам РФ не допустить увеличения совокупной платы граждан за коммунальные услуги в начале 2012 года и ограничить ее рост не более чем 12 процентами (декабрь 2012 года к декабрю 2011-го), за исключением случаев преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения (отопление), при которых прирост платы граждан не должен превышать 15 процентов.

Постановлением областного управления энергетики и тарифов от 21 октября 2011 года установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Липецкой области на 2012 год. Введено ограничение по росту платы граждан за коммунальные услуги не более чем на 12 процентов, за исключением случаев преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения, при которых прирост платы граждан не должен превышать 15 процентов.

Преобладание в структуре совокупного коммунального платежа граждан оплаты за услуги по газоснабжению (отопление) в нашем регионе присутствует во всех муниципальных районах и городе Ельце. В данном случае применим предельный индекс роста в размере 115 процентов. В совокупном коммунальном платеже по городу Липецку преобладает оплата за тепловую энергию, следовательно, для этого муниципального образования предельный индекс составит 112 процентов.

Коллаж Николая Черкасова

Коллаж Николая Черкасова

Коллаж Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных